Велопоход по Финляндии 2015
Ruskeala — Kontiolahti — Joensuu — Savonlinna — Imatra — Lappeenranta — Viipuri

Михаил Уланов, июль 2015

Всего пройдено: 560 км за 5,5 дней.

Средняя скорость: 100 км/день. Средняя скорость в движении (включая короткие остановки менее пяти минут): 13,8 км/ч.

Полный GPS-трек можно получить на GPSies.com

С другими моими отчётами о велосипедных путешествиях можно ознакомиться на моей страничке отчётов.

Планирование маршрута.

Основной целью было выбрано посещение биатлонного стадиона в Контиолахти. Я здесь был в 2012 году, смотрел соревнования на этапе кубка мира по биатлону. А в 2015 году стадион принимал чемпионат мира. Интересно было посмотреть, как его усовершенствовали к чемпионату.

Сначала я хотел ехать на поезде до Костомукши, пересечь границу и далее по финской стороне вернуться домой. Второй вариант более короткий: на поезде доехать только до станции Маткаселькя, заночевать в лесу на российской стороне, перейти границу в Вяртсиля, потом на север в Контиолахти и обратно на юг домой.

Но отпуск удалось взять только на неделю, и к тому же выяснилось, что в Рускеала живёт моя дальняя родственница, которая согласилась принять меня у себя на одну ночь. Поэтому решено было выбрать второй вариант, и заодно посетить мраморный карьер в Рускеала.

Билеты на поезд нужно покупать заранее, так как в сезон плацкартные места раскупают довольно быстро. Поезд Петербург–Костомукша отправляется два раза в неделю — по средам и пятницам. На пятничный уже не оставалось мест на небоковые места, поэтому решено было ехать в среду. Везти велосипед на боковом месте в плацкарте неудобно.

Ночевать я планировал в лесу, без кемпингов. В GPS были занесены добытые из различных источников координаты мест для разведения костра и лааву, рядом с которыми, как правило, можно удобно расположиться на ночлег с палаткой.

Маршрут я старался прогладывать по дорогам с хорошим покрытием, так как в прошлом году мне не очень понравилось ездить по пыльным холмистым грейдерам.

Я, конечно, люблю грунтовые дороги, но я люблю «хорошие» грунтовки — приятные дорожки с низким траффиком, проходящие по красивым местам. Я вот «плохие» грунтовки я не очень люблю. «Плохая» грунтовка — это довольно широкая дорога, соединяющая крупные посёлки, по которой ездит довольно много машин. Причём машины проносятся быстро, поднимая клубы пыли. Дорога часто разбита, имеет «стиральную доску».

К сожалению, многие официальные веломаршруты проходят по «плохим» грунтовкам. В этот раз я прокладывал маршрут, ориентируясь больше не на сеть веломаршрутов, а на качество дорог, благо сейчас его легко оценить по снимкам Google Street View.

road-bern.jpg
Пример «хорошей» грунтовки
road-dust.jpg
Пример «плохой» грунтовки

День 0. На поезде до Рускеала

22 июля. Среда

Мой поезд №350 отправляется в 14:48 с Ладожского вокзала, поэтому я спокойно выспался, закончил собирать сумки и поехал с дачи (недалеко от Всеволожска) на вокзал. На вокзал удобно заезжать прямо по автомобильному пандусу. Двери широкие, велосипед проходит легко.

Как только стал известен путь, с которого отправляется наш поезд, я спустился на платформу и принялся разбирать и упаковывать велосипед. Открутил руль, обе педали, переднее колесо, переднее крыло. Заднее колесо и багажник снимать не стал, и всю заднюю часть велосипеда вставил в большой мешок для мусора. Заклеил мешок скотчем, наружу осталась торчать только передняя вилка. Тут как раз и поезд подали, и мне пришлось довольно далеко тащить упакованный велосипед к моему вагону. Даже не успел сфотографировать его в упакованном виде. Велорюкзак поставил на багажник, и понёс всю эту конструкцию, держа за седло (прямо через мешок).

Вагон оказался старым плацкартным, очень удобным для перевозки велосипеда. Упакованный велосипед я закинул на верхнюю багажную полку, и он там никому не мешал.

Поезд ехал довольно медленно, с несколькими длительными остановками, и прибыл в Маткаселькя по расписанию в 21:37.

Чтобы удобнее было выходить из поезда на низкую платформу, я предварительно частично собрал велосипед в тамбуре вагона.

Хотя на станции Маткаселькя и была низкая платформа (судя по дизайну ещё финская), выгрузили меня просто на насыпь между путями. Я был единственным пассажиром, сошедшим на этой станции.

Пока я прикручивал переднее крыло, педали и крепил навигатор, на платформе объявился мужчина в камуфляже и приказал немедленно убраться с путей. Я спросил у него, как мне попасть на дорогу (это было неочевидно), на что мужчина сообщил, что здесь погранзона, предложил вызвать пограничников, чтобы они объяснили мне, куда мне пойти, после чего потребовал, чтобы я предъявил документы на право нахождения в погранзоне. Мужчина оказался начальником станции и по совместительству пограничным работником. Мой загранпаспорт и объяснения, что я следую в Финляндию, его удовлетворили, и он показал мне как выйти на дорогу и доехать до шоссе.

Уже начало темнеть. Я благополучно доехал до Рускеала и разместился на ночлег на кухне у родственницы. Посёлок Рускеала не очень большой — несколько двухэтажных многоквартирных кирпичных домов, один магазин, деревянные деревенские домики.

День 1. Ruskeala – Värtsilä – Niirala – Tohmajärvi – Kiihtelysvaara

23 июля. Четверг

План на сегодня — посетить горный парк «Рускеала», водопады, пересечь границу.

Оставив вещи в квартире родственницы, я зашёл в местный магазин и налегке отправился в горный парк.

1616.jpg
Многоквартирный дом в Рускеала. Здесь я ночевал

Вход стоит 200 рублей, но, как позже выяснилось, можно легко проникнуть на территорию парка и бесплатно. Велосипед я оставил около кассы и направился любоваться красотами мраморных карьеров. Не буду описывать сам парк, место это известное, и посетить его стоит. Приведу только несколько фотографий.

1517.jpg
1527.jpg
1534.jpg
1564.jpg
1569.jpg
1573.jpg
1578f.jpg
1591.jpg

После посещения парка я съездил на юг к водопадам на реке Тохмайоки (4 км по шоссе). Водопады не очень большие, но место красивое. Именно в этом месте снимали многие сцены фильма «А зори здесь тихие».

1601.jpg
1602.jpg
1606.jpg
1609.jpg

Полюбовавшись водопадами, вернулся назад в Рускеала, забрал рюкзак, попрощался с родственниками и поехал в сторону Вяртсиля. Шоссе довольно скучное, покрытие приемлемое, хотя ямы встречаются. Машин мало.

Пересёк границу на погранпереходе Вяртсиля–Niirala. Финские пограничники оказались разговорчивыми. Спрашивали, как я — житель Петербурга — до сюда добрался (неужели так далеко педали крутил). Контраст между Россией и Финляндией здесь гораздо сильнее, чем на переходах в Ленобласти. С финской стороны как всегда всё отлично, а с российской грязная дорога с ямами идёт до самых пограничных столбов. Покосившиеся придорожные постройки тоже выглядят ужасно.

Сразу после пересечения границы заехал в магазин и перекусил на скамеечке перед магазином.

Пока я пил йогурт, наблюдал приехавших в магазин финских «гопников». Они пили пиво, курили, громко общались, выкинули окурки прямо на землю (при наличии урны). Позже они обогнали меня на трассе. Как обычно в Финляндии, с выездом на встречку и с огромным боковым интервалом. Я убедился, что в Финляндии даже невежливый в жизни человек, садясь за руль, становится вежливым к окружающим. У нас же чаще как раз наоборот.

Не доезжая до городка Tohmajärvi, я заметил дорожный знак «крутой подъём» с рекомендацией для грузовиков объезжать Tohmajärvi справа через Tenka. После этого я увидел и саму гору, и подниматься в неё мне не захотелось, к тому же уже поднадоело ехать по довольно загруженному шоссе.

1621.jpg

Вместо этого я подъехал к Tohmajärvi с юга по более пологой дороге, сделав небольшой крюк.

В 2012 году мы ночевали в Tohmajärvi во время этапа кубка мира по биатлону. Я прокатился по городку, вспомнил знакомые места. Покинув Tohmajärvi, поехал на север согласно велосипедному маршруту номер 71.

1622.jpg
Здание почты, в нём же расположен мотель
1624.jpg
Старый дом в центре Tohmajärvi

Около Viesimo на карте Pyöräily GT обозначен магазин, но на самом деле его там нет, о чём косвенно указывает размещённое на доске объявлений расписание передвижного магазина-автобуса K-market. Я свернул на запад по грунтовой дороге в надежде найти ночлег около лааву на небольшом лесном озере Saarilampi.

Лааву был успешно обнаружен. Он не в лучшем состоянии: лавки погрызены каким-то зверем, топор и пилу я не нашёл, мостки в озеро полузатоплены — воду набирать неудобно.

1640.jpg
1643.jpg

Я поставил палатку рядом с лааву, приготовил ужин и лёг спать. Ночью ко мне приходил какой-то небольшой зверёк. Он громко скрёбся и ставил свои маленькие лапки на стенку палатки. Зверька я спугнул щелчком пальца по лапам через ткань палатки.

Всего за день пройдено 90 км с 11:10 до 19:20.

День 2. Kiihtelysvaara – Kontiolahti – Joensuu – Liperi

24 июля. Пятница

План на сегодня — посетить Kontiolahti, Joensuu и заночевать где-нибудь в районе Liperi.

Первым делом я заехал разведать расположенный недалеко от моей ночёвки лааву рядом с горой Hyypiänvaara. Этот лааву в гораздо лучшем состоянии, но понравился мне меньше моего. Видно, что его часто посещают, сюда легко подъехать на машине, здесь даже есть туалет. От лааву размечена пешеходная тропа к вышке на вершине горы. Я не стал туда подниматься.

1649.jpg

Через три километра я выехал обратно на шоссе и продолжил движение на север через посёлок Kiihtelysvaara. Этот посёлок примечателен большой деревянной церковью, а также тем, что упоминался в кинофильме «За спичками» (именно сюда убежала лошадь Юсси Ватанена). Основное же действие фильма происходило в местечке Liperi, недалеко от которого я планирую сегодня заночевать.

В следующем посёлке Heinävaara я посетил магазин, отдохнул, перекусил.

После Alavi национальный веломаршрут идёт на север по музейной дороге Vaaramaisematie, но я туда ехать не захотел, так как большая часть пути до Kontiolahti там проходит по «плохой» пыльной грунтовке. Поэтому я решил ехать на запад по трассе 74.

По небу начали бегать дождевые тучки, одна из которых меня догнала и немного помочила. Я переждал дождик на пляже лесного озера Aittolampi, заодно искупавшись и передохнув.

1656.jpg

После Kulho я поехал на север, пытаясь не попасть под дождь из очередной маленькой тучки. Всё-таки дождик пошёл, но я переждал в молочной будочке на хуторе около дороги на Pöllönvaara — вытянутую систему холмов вдоль реки Pielisjoki.

1658.jpg

Дорога после дождя была очень сырая, и меня в очередной раз порадовал финский водитель. Огромный грузовик-лесовоз, обгоняя меня, не только держался возможно левее, но и сбавил скорость, чтобы не обрызгать меня водой от колёс. Обогнав меня, он снова ускорился и умчался вдаль.

Я проехал по плотине гидроэлектростанции на реке Pielisjoki, и дальше по лесной дорожке выехал к развязке магистралей № 6 и 73.

1661.jpg
1664.jpg

Пересёк развязку по велодорожке и вскоре достиг цели поездки — биатлонного стадиона Kontiolahti.

1671.jpg
1679.jpg
1681.jpg
1682.jpg
1685.jpg

Стадион открыт для посещения, пара лыжников тренировалась на лыжероллерах. Я погулял по стадиону, полежал не огневом рубеже, примерившись к мишеням. Прямо на биатлонной трассе, около крутого подъёма перед заходом на стадион расположен laavu с местом для костра. Внизу на берегу озера обозначен ещё один laavu и пляж, но спускаться мне туда не захотелось. Гора была очень крутой, и я побоялся съезжать вниз на велосипеде, да и наверх потом подниматься не было никакого желания. Представил, как нелегко приходится лыжникам на этом подъёме.

1688.jpg
1692.jpg

Передохнув и перекусив около верхнего laavu, поехал на юг по лесной дорожке и далее по дороге вдоль трассы № 6. В Lehmola (пригороде Joensuu) я попал под очень сильный ливень, который удалось переждать в магазине.

1703.jpg
Остановка междугородних автобусов с крытой парковкой для велосипедов

Приехал в Joensuu, проехал по улице Kirkkokatu, идущей от православной церкви до лютеранского собора.

1704f.jpg
1706f.jpg
1712.jpg
1713.jpg
1715.jpg
1716.jpg
1721.jpg

Прокатился по приятному парку около залива Siilaisenlahti. В пригороде Noljakka около ещё одной церкви переждал дождь от очередной тучки.

1724.jpg

Заехал в музей дотов рядом с Höitiäisen kanava. Музей оказался бесплатным, но я приехал сюда вечером, и музей уже был закрыт, так что внутрь бункеров попасть не удалось. Пришлось ограничиться наружным осмотром бункеров и других экспонатов музея.

1727.jpg
1730.jpg
1733.jpg
1739.jpg
1744.jpg
1745.jpg

Проехав насквозь новый микрорайон Marjala, поехал дальше на запад.

1750.jpg
Противотанковые надолбы в новом микрорайоне Marjala

В Ylämylly/Honkalampi свернул налево на Liperi, правда я сначала пропустил этот поворот, и пришлось возвращаться около километра. Вдоль дороги 476 идёт отличная велодорожка до самого Liperi. Примерно посередине пути между Ylämylly и Liperi на карте Pyöräily GT обозначен магазин, но на самом деле его там нет. Нет даже никаких признаков магазина или дома, который был бы похож на магазин в прошлом.

Сам посёлок Liperi довольно маленький, но почему-то в нём большой красивый собор. Возможно, он обслуживает многочисленные окрестные деревни. Магазин в Liperi оказался уже закрыт. Я спустился к гавани, перекусил своими запасами на скамеечке с видом на яхты, и стал задумываться о поиске ночлега.

1751f.jpg
Собор в Liperi
1756.jpg
Памятник лыжнику

Перед мостом через Onkisalmi есть небольшая стоянка, на которой останавливаются машины финнов, приехавших сюда порыбачить. Чуть дальше есть проход на остров Onkisaari, но он перекрыт недружелюбным шлагбаумом, поэтому я решил попробовать поискать ночлег на восточном берегу залива в лесу Kivilahdensalo. Лесная дорожка привела, как и ожидалось, к бане. Хозяев не было, но я всё равно поставил палатку подальше — в густом лесу на берегу залива. Берег здесь довольно крутой, горизонтальное место для палатки нашёл с трудом. К воде тоже спускаться нелегко.

Всего за день пройдено 113 км с 9:45 до 21:00.

День 3. Liperi – Enonkoski – Savonlinna

25 июля. Суббота

На сегодня у меня заплаировано доехать примерно до Савонлинны. Продолжаю движение на юг по дороге 476. Дорога довольно приятная, машин мало. Однако пейзаж не слишком интересный — дорога идёт по довольно однообразному лесу.

Около озера Paskolampi я почуял запах земляники, съехал с шоссе по лесной тропинке и хорошенько наелся.

Сегодня дует сильный ветер в лицо. Если вчера я боролся с дождями, точнее пытался от них убегать и пережидать их, то сегодня мне предстоит бороться с ветром.

Около Vihtari на карте Pyöräily GT обозначено два магазина. Поворот на первый магазин я проскочил, а второго магазина на самом деле не оказалось. Так как я не был голоден, я не сильно расстроился, хотя и хотелось купить какого-нибудь питья.

Около залива Sappulanlahti свернул на юг. Обозначенного на карте места для купания на Sappulanlahti не обнаружил. Там теперь, похоже, жилой дом.

Дальше дорога была также всё такой же скучной, всё так же против ветра.

Я проезжал недалеко от национального парка Kolovesi. Судя по картам, в парке много специально оборудованных стоянок для палаток. Если бы я здесь был вечером, то обязательно остановился бы на ночлег в этом вероятно красивом месте. Но сейчас мне хотелось ехать вперёд по хорошей дороге, а не сворачивать на не очень привлекательную грунтовку, ведущую в крутую гору. Поэтому я решил не заезжать в Kolovesi, а ехать дальше.

На озере Kielua заметил неплохое местечко на берегу. Здесь я приготовил себе обед и немного отдохнул.

1759.jpg
1760.jpg

Продолжил движение на юг, переправился на пароме через пролив Hanhivirta. и примерно в четыре часа дня прибыл в городок Enonkoski. Здесь я зашёл в магазин, а потом поехал на пляж. Искупался в холодной воде (многие финны тоже купались), хорошо пообедал на берегу купленными в магазине продуктами. В Enonkoski я пробыл почти два часа и поехал дальше по 471 дороге в сторону Savonlinna.

1771.jpg
Коровник

Заехал посмотреть на аэропорт города Savonlinna. Аэропорт небольшой, интересно было его сравнить с аэропортом Ржевка, расположенным рядом с моим домом, и представить, как мог бы выглядеть «Ржевка», если бы он обслуживался финнами.

1773.jpg
Аэровокзал Savonlinna
1779.jpg
Ворота на ангаре

Сначала я думал заночевать в laavu в Kaukikangas, но что-то мне на карте не понравилось это место. Laavu расположен не около воды, похоже предназначен для охотников. Я решил поискать место на берегу озера Kuhajärvi.

Проехал по интересной дорожке между аэропортом и болотистым берегом Pellosjärvi, потом через приятный сосновый лес выехал к берегу Kuhajärvi, но там оказался дачный домик, в которм отдыхали финны. Палатку рядом не поставить. Тогда я решил ночевать «без воды». Набрал в бутылку воду из озера Tuliraudanlampi и нашёл местечко на холме в сосновом лесу Tuliraudankangas.

1780.jpg
Моя палатка в Tuliraudankangas

Всего за день пройдено 98 км с 10:00 до 20:05.

День 4. 26 июля. Savonlinna – Punkaharju – Pohja-Lankila

26 июля. Воскресенье

1784.jpg

Утро встретило меня туманом, сыростью и прохладой. Погода испортилась.

Я поехал в сторону Punkaharju сеачала по маленьким просёлочным дорожкам, а далее по трассе 14. В Savonlinna и Kerimäki решил не заезжать, я и там, и там неоднократно бывал. В этих местах на карте обозначено довольно много жертвенных камней (uhrikivi). Я пытался их найти, но ни одного не нашёл. Либо точка находится прямо рядом с жилым домом, либо посреди поля (там действительно есть куча валунов, но идти к ним по полю не хотелось). В одном месте я довольно тщательно обследовал область рядом с обозначенным uhrikivi, но ничего не нашёл.

Около острова Tuunaansaari я съехал с трассы на параллельную дорожку и доехал по ней до кемпинга около Ritretti. Начался дождь. Я пытался переждать его под навесом около пристани, но дождь не собирался заканчиваться. Тогда я дождался момента, когда дождь ослаб, и решил ехать дальше под дождиком.

1787.jpg
Этот грузовичок Unimog может ездить и по дороге, и по рельсам
1789.jpg
Этот экскаватор — тоже

Проехал по красивой дороге по косе Punkaharju. Я здесь уже далеко не в первый раз, но, как и раньше, не перестаю восхищаться красотой этих мест.

В посёлке Punkaharju я сходил в магазин за продуктами и перекусил, спрятавшись от дождя в автобусной остановке. Я довольно сильно замёрз, поэтому решил заехать на пляж, чтобы переодеться в тёплую одежду.

Пляж в Punkaharju видимо недавно реконструировали. Здесь теперь отличные крытые переодевалки, туалет с горячей водой, пирсы и даже вышки для ныряния в воду. Естественно, в такую погоду никто не купался.

1790.jpg
1791.jpg

Я переоделся, надел длинные тёплые велоштаны, согрелся, переждал сильный дождь. Когда дождь стал немного слабее, я решил ехать дальше, облачившись в дождевик.

Дороги неплохие и были бы приятными, если бы не дождь. Очки постоянно заливало дождём. Попробовал ехать без очков. Я без очков вижу довольно плохо (близорукость –4,5), но оказалось, что без них под дождём по финской дороге без машин ехать вполне комфортно. Единственная неприятность — не видно экрана GPS-навигатора.

Недалеко от Vuoriniemi на карте обозначен магазин. Он действительно там есть, но расписание его работы очень непростое, работает он не каждый день. Сегодня магазин закрыт. Я передохнул около магазина, получше укрыл полиэтиленом начавшие промокать «штаны» рюкзака. Пока я этим занимался, дождь начал стихать, и, когда я подъехал к озеру Torsa, полностью закончился.

На берегу озера Torsa есть место для отдыха: беседка для гриля, странные качели, почему-то заблокированные цепями (видимо из соображений безопасности), странные трибуны, стенд с информацией об озере и о проходящем здесь международном пешеходном маршруте Roukolahti–Rautjärvi, являющемся частью европейского маршрута E10. В позапрошлом году мне удалось пройтись по части маршрута E4 во время подъёма на гору Олимп в Греции, и вот я снова встретился с сетью пешеходных маршрутов.

1794.jpg
1796.jpg
1797.jpg

Заночевать я решил около лааву на лесном озере Kaakkolampi, надеясь согреться и просушить вещи у костра, ведь промок я сегодня довольно сильно.

Лааву был успешно найден и оказался весьма неплохим. Он является частью инфраструктуры маршрута E10. Здесь есть сарайчик для дров, пила, топор (хотя нашёл я топор не сразу). Сам лааву просторный и чистый. Есть даже матрас! Лааву стоит на крутом спуске. Вокруг сплошь камни и корни, палатку поставить негде. Поэтому я решил лечь спать прямо в лааву без палатки. Растопил большой костёр, согрелся, просушил вещи, приготовил ужин. Здесь не очень удобный подход к воде: нужно по тонущим досочкам идти по болотистому берегу. Я усовершенствовал эту конструкцию при помощи толстого бревна, но в процессе ремонта оно выскользнуло у меня из рук и упало на ногу, довольно больно ушибив её.

1804.jpg
1805.jpg
Сарайчик для дров
1816.jpg
Топор я нашёл не сразу

Кроссовки я поставил слишком близко к огню, и от температуры расплавился клей, которым была приклеена подошва. Подошва начала отваливаться, но я вовремя это заметил, прижал её назад, крепко притянул верёвкой и остудил. Все успешно приклеилось назад.

На ночь я бросил в костёр несколько толстых поленьев, чтобы они долго давали тепло, и ещё несколько таких же приготовил на случай, если придётся подбрасывать ночью.

1808.jpg
1815.jpg
1817.jpg
1844h.jpg
1851.jpg

Всего за день пройдено 92 км с 10:50 до 19:25.

День 5. Pohja-Lankila – Imatra – Joutseno – Lappeenranta – Nuijamaa

27 июля. Понедельник

Ночью, пока костёр теплился, спать было не холодно, но, как я и предполагал, пришлось вставать, чтобы подбросить дров. Комары жужжали сильно, несмотря на то, что я обработал спальник репеллентом, но кусались умеренно, поспать удалось хорошо.

Погода сегодня улучшилась, я собрался одеться по-летнему, но никак не мог найти короткие велоштаны. Я вытащил всё из сумок, всё перерыл — нигде штанов нет. Подумав хорошенько, пришёл к выводу, что единственное место, где я мог их потерять — это переодевалка в Punkaharju, где я вчера переодевался в тёплую одежду. Жалко, штаны были совсем новыми. Возвращаться назад в Punkaharju совсем не хотелось, это бы добавило один или два дня к походу, а я уже торопился домой. Пришлось ехать в тёплых штанах.

План на сегодня — доехать до моего любимого приграничного места ночёвки на берегу Nuijamaajärvi.

Сегодня светит солнце, в тёплых штанах жарко и некомфортно. Всю дорогу до Imatra грустил о потерянных штанах.

Зашёл в магазин Lidl на въезде в Imatra, купил продуктов. О чудо! В Lidl распродажа велосипедных штанов. И они гораздо лучше тех потерянных! И совсем недорогие. Купил и тут же в туалете переоделся. Вот оно счастье.

В Imatra заехал на Ukonniemi посмотреть, что там сделали с кемпингом. Старый кемпинг совсем ликвидировали. Домики-конуры куда-то увезли, хозяйственные здания снесли. Жалко, это был мой любимый кемпинг. Первый кемпинг в моей жизни, в котором я отдыхал.

Спустился вниз мимо гостиницы-хостела Ukonlinna, искупался в холодной воде, пообщался с гуляющими по пляжу дикими гусями.

Съездил посмотреть, как выглядит новый кемпинг. Выглядит он неуютно. Расположен на открытой площадке, далеко от озера в неухоженном месте. Домики-конуры, похоже, переехали сюда из старого кемпинга.

Выехал на трассу номер 6 и поехал по отличной новой велодорожке. Вскоре велодорожка свернула направо и, сделав небольшой крюк привела к Joutseno. После Hinkanranta я заехал в лес и хорошенько отведал черники.

В Joutseno я посетил магазин, и дальше поехал по очень приятной дороге через лес Joutsenonkangas в сторону новых ветряков, расположенных между Joutseno и Lappeenranta. Машины по этой дороге почти не ездят, зато бегают бегуны. Вокруг дороги в лесу сидят финны, собирающие чернику.

Подъехал довольно близко к двум ветрякам. Непосредственно к ветряку путь перегорожен шлагбаумом, который, впрочем, не мешает проходить любителям собирать чернику.

Вблизи ветряки выглядят очень внушительно. Хотя угловая скорость вращения невелика, но, благодаря большой длине, лопасти проносятся довольно быстро с характерным звуком разрезаемого воздуха.

1857.jpg
1858.jpg
1863.jpg

Немного поблуждал по Lappeenranta, долго не мог решить, хочу ли я ехать в центр города. В результате решил в центр не заезжать, а ехать в сторону границы вдоль 13 трассы. Велодорожка сначала была отличной, потом она ушла левее, вдоль улицы Terminaalinkatu, идущей у грузовой таможни, и далее за большими новыми магазинами Disa's fish и Lidl. Потом велодорожка постепенно деградировала и стала просто насыпью рядом с основной дорогой. Видимо, сделан задел на будущее развитие этих дорог. Сейчас и по самой Terminaalinkatu никто на машинах не ездит, так что велодорожка пока здесь и не нужна.

Далее я свернул к Сайменскому каналу и пронаблюдал проход маленькой яхточки через шлюз Soskua. Продолжил движение по правому берегу канала, постепенно обгоняя яхточку. Переехал на левый берег по мосту в Kansola и дальше поехал по перешейку между новым и старым руслами канала, воспользовался велосипедным паромчиком и приехал в Nuijamaa. Пока я ехал вдоль канала, мне встретился пароход S/S Enso. Посмотреть на машинное отделение этого парохода можно на этом видео: YouTube.

1872.jpg
Паромная переправа
1869.jpg
Пароход S/S Enso

В Nuijamaa я немного поблуждал, пытаясь найти пляж. В резульате я его нашёл, но приехал к нему по верхнему шоссе через старый пограничный пункт пропуска. Потом, уже будучи на пляже, я понял, что есть более простой путь из посёлка на пляж через тоннель под шоссе.

1874h.jpg
Старое здание МАПП Nuijamaa
1876f.jpg
Старое здание МАПП Nuijamaa

Искупался в холодной воде Nuijamaajärvi, снова встретил ту самую яхточку, с которой мы сегодня весь день ездим наперегонки, и поехал на моё любимое место ночёвки на берегу залива Kotosenlahti, где я обычно проводил свою последнюю ночь по дороге в Россию.

Прибыв на место, я увидел весьма неприятную картину. Тот лес на берегу озера, в котором я обычно останавливался, весь вырубили, оставив только узенькую полоску вдоль самой воды. Палатку поставить здесь совершенно невозможно, вся земля покрыта пнями, камнями, ямами. Нужно искать другое место.

1886.jpg

Сначала я проехал немного вперёд на мыс Linniemi, но там ведётся строительство дачного домика, ходят люди. Вернулся назад, заехал на территорию leirikeskus'а, надеясь найти приют там, так как сегодня рабочий день, leirikeskus не работает, и на территории никого нет. Довольно долго тут бродил, но приличного места, чтобы не было видно с дороги не нашёл. Тогда я набрал воды в бутылку и отправился искать место в лесу около Maijoonjärvi.

Оба подъезда к берегу заняты дачными домиками-банями, палатку не поставить. Пришлось располагаться в дремучем лесу на холме Katajamäki. Быстро поставил палатку и забрался внутрь, так как комары здесь очень злые, но зато на холме ловится российская сотовая сеть МТС.

1884.jpg
Примерно в таком лесу пришлось ставить палатку

Всего за день пройдено 108 км с 10:10 до 21:12.

День 6. Nuijamaa – Viipuri

28 июля. Вторник

Проснулся, позавтракал и поехал в Россию по уже традиционному маршруту, неоднократно проверенному в прошлые годы.

В Выборг я приехал за два часа до отправления экспресс-электрички. Съездил на городской пляж, искупался в холодном море (кроме меня купающихся не было), заодно переоделся в гражданскую одежду.

1887.jpg

Всего за день пройдено 50 км с 7:45 до 12:10.