|
![]() |
Строительство нового здания ≈ один из шагов на пути создания и развития при институте системы непрерывного образования, включающей в себя последние классы средней школы, специализированный факультет и базовую кафедру в двух ведущих технических университетах города, аспирантуру и научные лаборатории ФТИ. Новое здание призвано дать возможность различным ступеням этой системы функционировать под одной крышей и, тем самым, резко увеличить эффективность их взаимодействия.
Физико-технический институт традиционно уделял особое внимание созданию собственной системы подготовки научных кадров. По инициативе А. Ф. Иоффе почти одновременно с институтом, в 1919 году, был создан физико-механический факультет в Политехническом институте. На протяжении многих лет сотрудники Физтеха преподавали на факультете, а его выпускники пополняли научные лаборатории института. Шутливое название Физтеха в 30-ые годы ≈ "детсад Иоффе" ≈ демонстрирует насколько широко привлекались к научной работе уже в то время студенты и даже школьники.
Дальнейшее развитие системы подготовки научных кадров связано с организацией в 1973 году на базе Физтеха кафедры оптоэлектроники Ленинградского Электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина) (ныне СПб Государственный электротехнический университет). Затем было создано еще несколько базовых кафедр ФТИ в Ленинградском Политехническом институте им. М. И. Калинина (ныне СПб Государственный технический университет): кафедра космических исследований ≈ в 1978 году, кафедры твердотельной электроники, физики плазмы и физики твердого тела ≈ в последующие годы. В 1988 году эти четыре базовые кафедры ФТИ вошли в состав нового, физико-технического факультета Политехнического института. Вот уже десяток лет учебная и исследовательская деятельность этого факультета теснейшим образом связана с Физтехом.
Продолжительность обучения на базовых кафедрах ФТИ 6 лет. Первые два с половиной года обучения являются общеобразовательными. Со второго семестра третьего года обучения начинается изучение специальных дисциплин. Эти предметы в подавляющем большинстве случаев преподаются ведущими учеными ФТИ. После окончания четвертого курса студенты получают звание бакалавра. а после шестого курса и успешной защиты дипломной работы ≈ звание магистра. Начиная с третьего курса, студенты привлекаются к решению практических задач в лучших лабораториях ФТИ. Столь ранняя адаптация к методам и атмосфере исследовательского процесса быстро формирует из студентов самостоятельных научных работников. Нередко выпускники базовых кафедр защищают кандидатские диссертации уже через год после защиты дипломной работы.
В 1988 году начал также устраняться разрыв между специализированным высшим и средним образованием ≈ при институте была организована физико-техническая школа (ныне Лицей "Физико-техническая школа"), обеспечивающая при участии ученых Физтеха обучение школьников 8╞11 классов по специальным программам. Ныне лицей является основным поставщиком абитуриентов высокого уровня для базовых кафедр ФТИ. Первые молодые специалисты, получившие образование в этой школе, а затем на базовых кафедрах ФТИ были приняты в институт в 1995 году.
Таким образом, к концу 90-х годов система целенаправленной подготовки кадров приобрела законченный характер, обеспечивая существование всей образовательной цепочки ≈ школа-вуз-аспирантура-докторантура ≈ на базе Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе, одного из ведущих исследовательских центров страны. После завершения строительства и оснащения нового здания НОЦ в нем предполагается разместить не только школу, физико-технический факультет и базовую кафедру оптоэлектроники, но и специализированные учебные лаборатории института.. Всем обучающимся будет обеспечен доступ к ресурсам глобальной компьютерной сети. Новое здание предусматривает также возможность проведения разнообразных научных мероприятий.
В будущем на
основе НОЦ планируется развернуть программу широкой поддержки физического
образования в школах Санкт-Петербурга и Северо-западного региона. Для реализации
этой цели планируется широко привлекать средства государственной программы
"Интеграция", а также других национальных и международных образовательных
программ.
Новое здание Научно-образовательного центра
Новое здание Научно-образовательного центра ≈ это современное сооружение общей площадью около 15 тыс. кв. метров, включающее в себя: