САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

ИСТОРИЯ ГАИТИ

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Передача: Код доступа Ведущая: Юлия Латынина, журналист
Суббота, 23.01.2010

12.01.2010 года ночью на Гаити произошло сильнейшее за последние 200 лет землетрясение. На юге острова, в 15 километрах от столицы Порт-о-Пренс, с небольшим интервалом были зафиксированы два мощных толчка магнитудой 5.9 и 7 баллов по шкале Рихтера. Всего же в регионе за последние сутки произошло более 30 толчков магнитудой от 4.5 до 5.7. Последний толчок магнитудой 4.7 зарегистрирован в среду в 15.41 мск в 55 километрах юго-западнее Порт-о-Пренса, сообщают сейсмологи. Остров остался без электричества и связи, большинство зданий полностью разрушены, десятки тысяч людей лишились крова, причем многие дома в этой беднейшей стране и в нормальных условиях опасны для жизни. За эту неделю я посмотрела, что сами гаитяне говорят как о себе, так и о международной помощи. Страшно интересно. Потому что я, во-первых, обнаружила, что ключевым событием мировой истории была не Хартия вольности, не Американская революция и даже не 1917 года. Это была революция 1804 года, в которой черные гаитяне, восстав, вырезали всех белых. Я цитирую: "И с тех пор карательный мировой порядок карает Гаити и гаитян за то, что они наставили мир на путь борьбы за свободу против рабства" - они нас не любят, весь западный мир не любит Гаити за то, что он показал в свою время дорогу к свободе. Колумб заложил здесь небольшое поселение, однако, когда он вернулся в 1493 году, поселенцы исчезли, по-видимому, были перебиты. Он заявил права Испании на весь остров Еспаньола и оставил своего брата Бартоломео для основания нового поселения. Вслед за прибытием европейцев туземное население Гаити начало быстро вымирать. Высокая смертность в колонии была обусловлена убийствами, принудительными работами и репрессиями, однако наибольший вклад, скорее всего, внесли занесённые из Старого Света болезни, к которым у аборигенов не было иммунитета. Однако значительное число тайно уцелели и стали селиться в других местах. Испанская заинтересованность в острове начала спадать в 1520-х после обнаружения более прибыльных золотых и серебряных месторождений в Мексике и Южной Америке.

Французские буканьеры обосновались на острове Тортуга в 1625 году. Они жили за счет пиратства и охоты. Хотя испанцы несколько раз уничтожали поселения, те при первой же возможности возвращались. Официальное поселение на Тортуге было основано в 1659 году по поручению французского короля Людовика XIV. В 1664 году недавно основанная Французская Вест-Индская компания получила контроль над колонией, которая была ею названа Сан-Доминго, и Франция формально предъявила претензии на западную часть острова Гаити. В 1670 году французы основали первое постоянное поселение на самом острове - Кап-Франсуа (современный Кап-Аитьен). В 1697 году по Рисвикскому мирному договору Испания официально передала Франции западную треть острова. К 1780-м Сан-Доминго производило около 40 % сахара и 60 % кофе, потребляемых в Европе - одна колония, по размеру примерно соответствующая Бельгии, производила больше сахара и кофе, чем вся Британская Вест-Индия.

В труде на плантациях были заняты около 790 тыс. африканских рабов (в 1783-1791 на Сан-Доминго приходилась примерно треть трансатлантической работорговли). Между 1764 и 1771 ежегодный ввоз рабов составлял 10-15 тыс., к 1786 около 28 тыс., а с 1787 года колония стала получать более 40 тыс. рабов в год. К 1789 году на 500 тыс. рабов приходилось только 32 тыс. господствующего белого населения. Осенью 1790 года на острове произошло восстание, чему предшествовала Великая французская революция во Франции. Мулаты во главе с Жаком Венсаном Оже потребовали равноправия с белыми. Бунт был подавлен, его участники казнены, но Учредительное собрание приравняло негров и мулатов с белыми. В августе 1791 года на острове вспыхнуло новое восстание, которое возглавил негр-вудуист Алехандро Букман.С помощью США и Великобритании восстание было подавлено, а Букман захвачен в плен и казнён. В 1793 году на остров вторглись англичане, воевавшие с Францией. Испания, которая выступала против революции во Франции, привлекла восставших рабов на свою сторону, обещая им свободу. В феврале 1794 года лидер повстанцев Франсуа Доминик Туссен

В 1802 Франция предприняла попытку вернуть контроль над островом, там высадился экспедиционный корпус под командованием наполеоновского генерала Шарля Леклерка. Негритянские войска были разбиты. Однако в июне 1802 годы по острову прошла тропическая лихорадка, от которой у французов не было защиты, вымирал один полк за другим. В ноябре умер и сам Леклерк. 1 января 1804 года лидер повстанцев генерал Жан Жак Дессалин провозгласил в западной части острова создание независимого государства и назвал его древнем индейским именем Гаити. В том же 1804 году он объявил себя императором Жаком I. В 1805 году была принята конституция, по которой было отменено рабство и был введён запрет на покупку иностранцами недвижимости на территории Гаити. Была организована массовая резня белых в 1804 году и создана сильная армия в размере 10% от населения. Земли были переданы бывшим рабам.

Второе - помощь вы нам давайте, но распределять ее мы будем сами. Третье - ваша проклятая помощь является лишь предлогом для вражеского вторжения. Это особенно в огород США. И четвертое - причина бедствия Гаити - это не землетрясение, а проклятый Запад, который - цитирую - "саботировал Гаитянскую революцию 1804 года". Кстати, нигде не встречаешь благодарности за международную помощь. В лучшем случае встречаются описания того, как гаитяне сами себя выкапывают сверхчеловеческими усилиями. В худшем случае говорится, что - цитата - "международная помощь и неразбериха с ее раздачей преследует цель создать фальшивый образ хаоса, который сделает более приемлемым для общественного мнения будущее вторжение". Самое ужасное, что это только одна часть проблемы. Это мироощущение народа, в котором 99% являются нищими, 1% занимается государственным управлением и наркоторговлей, если это дело различается на Гаити, этот 1% имеет виллы во Франции и живет в домах, которые в основном не пострадали в результате землетрясения, поскольку были построены не из дерьма, и этот 1% имеет различные рецепты экономического развития страны.

Кстати, средняя продолжительность жизни на Гаити - 48 лет для мужчин и 51 год для женщин. Еще одна вещь, которая очень много обсуждается в гаитянских блогах: "Франция должна нам 22 млрд. долларов". С какого бара на 22 млрд. долларов? Способ спасения экономики Гаити. Дело в том, что в 2001 году к власти в стране вернулся президент - популист Аристид, а 29 февраля 2004 года его выгнали, причем его выгнала собственная добровольческая армия, на которую он опирался. Эта армия называлась "Армия каннибалов", она скооперировалась с другими ребятами, которыми были бывшие тонтон-макуты, вудуисты.

Последователи гаитянского вуду верят в существование бога-создателя (Bondieu - Доброго Бога), который не участвует в жизни своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми бога-создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи. По верованиям вудуистов в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол бога - совесть. Африканские рабы, привезённые в Америку, распространили свои верования на континенте. В настоящее время последователи Вуду на Кубе, в Гаити (где вуду является официальной религией) и среди афроамериканцев США (особенно много их в Новом Орлеане, куда вуду проникло еще в XVII веке). В 1791 на Гаити вспыхнуло восстание под предводительством вудуистов: после церемонии вудуисты отправились убивать белых. 2001 основана гаитянская церковь вуду (Eglise Voudou d'Ayiti). От зла спасают очистительные жертвоприношения и талисманы. Музыка и танцы - ключевая часть ритуалов вуду. В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор - святилище). Основные атрибуты: митан (столб - дорога богов) и чёрные свечи. Трое барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После чего поётся песня-прошение, обращённая к лоа (искажённое французское ) Легбе: "Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа". Танцуя вокруг столба-шеста, мамбо (колдунья), вместе со своей помощницей унси и помощником ла пласом, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легби и охранителя дома Огуна Феррея (Ogou Fer), дабы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Унган или мамбо посыпает пол мукой и чертит веве (символы лоа). Затем обязательна экстатическая пляска (билонго) под звук барабанов. Женщины в белых платьях, а мужчины в костюмах. Когда публика достаточно разогрелась, бокор пускает петуха, которому отрубают голову. После этого участники сантерии (церемонии) впадают в транс и на них нисходит благодать духов (лоа). Жертву подвешивают за ноги вниз головой и вспарывают живот ритуальным кинжалом. Таким образом происходит очищение оболочки тела и душа грешника переходит в веру ВУДУ. Ярые приверженцы этой религии снимают кожу со своих жертв, чем показывают что оболочка грешна. Это проделывается для того, чтобы дать душе свободно выйти из тела.

Пока они президента не выгнали, он хотел побороть бедность следующим способом - он хотел подать иск на Францию. Франция должна была 22 млрд. долларов выплатить Гаити репарации. За что? В 1804 году, как я уже сказала, гаитяне вырезали всех белых. Когда в 1825 году Франция согласилась признать Гаити, она потребовала компенсации за конфискованные поместья и отрезанные головы. И вот тогда было выплачено Гаити 150 млн. франков золотом. По арифметическим подсчетам президента Аристида это получалось 22 млрд. долларов, которые по жизни Франция должна Гаити. Кстати, много это или мало, 22 млрд. долларов? Для сравнения: соседняя Доминиканская республика на том же куске суши, на том же куске Эспаньолы, вернее на другом куске Эспаньолы, получила только что: Когда заходишь на доминиканские газеты, то попадаешь в нормальный мир, который управляется, может быть, чуть-чуть хуже России. Не могу сказать, что там замечательное правительство, но там строятся небоскребы, курорты, гольф-клубы. Возможно, там выкидывают людей из местных поселков, чтобы построить гольф-клуб. Но суть в том, что они собрали инвестиционных проектов сейчас, в кризис, 44 штуки на 8 млрд. долларов. И ничего, нормально живут, никто из них не рассказывает, что они центр вселенной и должны противиться проклятому Западу, который собирается их съесть. Но самое страшное, что в эту игру вместе с Гаити играет увлеченно не только проклятый Запад, вернее не весь проклятый Запад, а Организация объединенных наций, точнее две тысячи гуманитарных организаций. Вдумайтесь - две тысячи гуманитарных организаций, которые уже сидели на Гаити, оказывали гуманитарную помощь и теперь страшно рады, что они эту гуманитарную помощь могут спрашивать по всему миру, включая ООН, которая, как я уже сказала, завела там собственную миссию.

И это очень важный и страшный момент. Потому что мы видим, что в мире есть такая штука, которая называется глобальная бюрократия, прежде всего в лице ООН. Борется она у нас то с глобальным потеплением, то защищает права человека, то начинает кормить бедных в Африке, то сострадает Палестине. Процесс очень простой. Всюду, куда вмешивается глобальная бюрократия, любой конфликт, который она пытается разрешить, становится вечным. Если уж глобальная бюрократия начинает кормить бедных в Африке, то эта страна так и будет всю жизнь сидеть на этой игле. Если уж глобальная бюрократия вздумала помогать Палестине, то так это и будет происходить, что количество беженцев возрастет в пять раз, будут замечательные школы ООН, где в подвале собирают ракеты, сверху расположены ученики, специально для того чтобы охранять ракеты от израильских авиаударов. А уж если так повезет и израильтяне долбанут по этой школе, потому что в ней собирают ракеты, так это вообще шикарно: можно предъявить трупы людей миру, и соответствующая организация ООН, она называется UNRWA обязательно подтвердит, что "вы знаете, проклятые израильтяне нанесли удар по мирной школе". Как-то никто не спрашивает, куда ООН тратит эти деньги и почему все проблемы, которые она берется разрешить, становятся неразрешимыми.

А почему они становятся неразрешимыми, тоже я могу рассказать. Вот простой пример. Гаити сейчас является импортером риса, американского причем, четвертый крупнейший американский импортер риса. Причем если вы зайдете, посмотрите статистику по мировому рису, то, знаете, рис выращивают не то чтобы в сильно развитых странах. Там пионеры Малайзия, Бангладеш, Таиланд. Рис - это тяжелая культура, которую надо ручками и которая, к сожалению, идеально приспособлена для бедняков. А каким образом Гаити, которое было житницей всего мира - сахар, пшеница, рис (благодатный климат), - каким образом в Гаити стоят пустыми рисовыми поля, а оно является импортером риса? Ответ очень простой. Сначала было тяжело соревноваться с нормальной экономикой. Потому что экономика Гаити заключается в том, что вудуисты едят каннибалов, а каннибалы едят вудуистов, и все торгуют наркотиками. Не все, элита. 14% наркотрафика в США идет через Гаити. Сначала было тяжело соревноваться с нормальной экономикой, теперь те люди, которые раньше выращивали рис, стоят в городах около миссии ООН и просят этого самого риса. И миссия ООН говорит: "Ребята, мы их спасаем от голодной смерти".

Это очень страшная штуковина, потому что в игру под названием "мы бедные, несчастные, все нам должны" играют двое: играет страна, которая всё глубже погружается в хаос, и играет мировая бюрократия (и, к сожалению, можно сказать мировая демократия), которая таким образом решает собственные проблемы, проблемы глобального регулирования. И совершенно не случайно, что сейчас ООН, сейчас Евросоюз накинулись на единственную силу, способную оказать гаитянам помощь, это американская армия. Потому что американская армия там спасает людей и потом уйдет. У американской армии нет задачи вечно спасать Гаити от голода, а у миссии ООН есть. Почему я так говорю о Гаити? Если честно, Гаити меня меньше волнует, чем судьба западного мира вообще. Потому что мы видим, что западный мир с очень красивыми концепциями, типа прав человека, типа заботы о несчастных нациях, уничтожает себя сам с помощью международной бюрократии. Из этого может быть только два выхода: либо, когда очень сильно припечет, Запад забудет об этих вещах и начнет действовать как во времена Фрэнсиса Дрейка, либо международная бюрократия съест цивилизацию с помощью новых варваров.