Велопоход по Финляндии 2016
Kostamus – Kuhmo – Joensuu – Puhos – Imatra – Lappeenranta – Viipuri
Route map

Михаил Уланов, июль 2016

Всего пройдено: 860 км за 8,5 дней.

Общие впечатления: не по-июльски холодно, дождь каждый день и сильный ветер в лицо.

Бюджет: всего потрачено 2000 рублей на билеты и 56 евро на расходы в походе (6,5 евро в день).

Полный GPS-трек можно получить на GPSies.com

С другими моими отчётами о велосипедных путешествиях можно ознакомиться на моей страничке отчётов.

Планирование маршрута, подготовка к походу

Концепция маршрута

Маршрут является развитием прошлогоднего. В прошлом году у меня не было возможности для более-менее долгого похода, но в этом году двухнедельный отпуск даёт больше возможностей. Мне понравилась прошлогодняя концепция: еду на север на российском поезде, пересекаю границу и по Финляндии возвращаюсь на юг. В этом году было решено ехать на том же поезде, но до конечной станции — до Костомукши. Маршрут я старался проложить так, чтобы он минимально пересекался с прошлогодним, и это мне удалось.

Ночевать в кемпингах не планировалось, так как это из-за кризиса стало неоправданно дорого. Платить примерно 20 евро (1400 рублей) по сути только за душ и электричество не хочется. В Финляндии много бесплатных организованных мест отдыха на природе в виде навесов (laavu) и чумов (kota), рядом с которыми я и планировал останавливаться. Кроме того, на севере встречаются лесные хижины (autiotupa), которые тоже хотелось попробовать.

Не все laavu удобны для ночлега. Я старался по ходу маршрута заезжать в находящиеся рядом laavu, чтобы осмотреть их, определить пригодность и поделиться информацией с читателями этого отчёта. Поэтому не удивляйтесь, что в этот раз будет много обзоров мест для ночёвки.

Снаряжение

По сравнению с прошлым годом снаряжение почти не изменилось, поэтому описывать его не буду. Наконец-то у меня появился хороший складной ножик Victorinox Picknicker, и этот поход стал для него первым испытанием, в котором он показал себя великолепно.

Мой фотоаппарат Canon A570IS меня подвёл. Оказалось, что он очень погано снимает видео. В походе я снял несколько очень красивых роликов, но качество видео оказалось очень низким. Если бы я это знал заранее, снимал бы видео на телефон...

На фото представлен мой ремнабор для велосипеда.

1942.jpg

В состав набора входят:

  • Две монтировки для шин (пластиковые).
  • Запасные тормозные колодки.
  • Запасной трос для тормозов. Однажды я порвал трос, и тогда у меня не было с собой запасного. Теперь вожу.
  • Выжимка для цепи.
  • Короткая отвёртка с удобной ручкой. Жало съёмное. С одной стороны плоское, с другой крестовое.
  • Запасная камера.
  • Велоаптечка (заплатки, клей, шкурка). В этот раз мне не хватило этих четырёх заплаток.
  • Ключ для натяжки спиц. Пока ни разу не пригодился в походе.
  • Маленькая отвёрточка.
  • Три Г-образных шестигранника.
  • Разводной ключ. Губки подпилены, чтобы можно было откручивать педали.
  • Маленькие длинногубцы.
  • Кусок стальной проволоки, при помощи которой можно что-нибудь отремонтировать.

Навигация и карты

Мой старый КПК Acer стал работать очень нестабильно, видимо какие-то проблемы с питанием. В связи с этим было принято решение переходить на Android.

В прошлом году я немного поездил с телефоном на руле в качестве навигатора, и понял, что это неудобно. На телефоне слишком много информации, всё очень мелко, на ходу не рассмотреть. Всё-таки старенький навигатор Garmin eTrex пока рано списывать, и я его оставляю в качестве основного навигационного устройства. Телефон же с буду использовать, только если нужна подробная карта, например, при поиске места для ночлега.

Проблему с электричеством для смартфона решил покупкой ёмкого внешнего аккумулятора.

Несмотря на удобства Garmin eTrex, у него есть несколько серьёзных недостатков. Первый недостаток — очень маленькая память. В память трека помещается лишь 10000 точек, что составляет примерно три ходовых дня, а мне хочется записать полный трек всего похода. Записанный трек можно сохранить на какое-нибудь устройство, например, на КПК, но тут мы сталкиваемся со вторым недостатком Garmin eTtex. У него единственный интерфейс – это RS-232. И даже если его подключить через USB-переходник к телефону, то нет ни одной программы под Android, которая могла бы по протоколу Garmin RS-232 работать с этим навигатором. А ведь кроме скачивания трека, очень удобно было бы иметь возможность закачивать треки и путевые точки в навигатор.

Было принято решение попробовать самому написать программу для Android, работающую с Garmin eTrex. Это был мой первый опыт программирования под Android, но я справился. Получившейся программой могу поделиться. Сразу предупреждаю, что программа поддерживает не все модели Garmin, но при необходимости могу добавить любые модели. Пишите.

Было опробовано несколько навигационных программ для Android, способных работать с растровыми картами. Я остановился на программе Locus, и сейчас использую только её. Программа очень удобная, но у неё один существенный недостаток: она поддерживает работу с растровыми картами только в тайловых форматах RMaps и MBTiles. Поэтому мне пришлось мои растровые карты (для Финляндии это скачанные c karttapaikka.fi и отсканированная Pyöräily GT) перепроецировать в Mercator и порезать на тайлы.

В этом году я решил не печатать подробные бумажные карты, как делал раньше, а понадеялся на телефон. Это решение оказалось удачным. Телефон в режиме «в самолёте» может проработать без зарядки довольно долго.

Напечатал я только карты Pyöräily GT вдоль маршрута. Всё-таки иметь обзорную бумажную карту нужно.

Когда маршрут уже был спланирован, внезапно выяснилось, что финны запретили пересекать границу на велосипеде через все пропускные пункты севернее Иматры. Я написал письмо в консульство, в котором спросил, можно ли на велосипеде пересечь границу. Мне ответили, что пересечение границы возможно только по специальному разрешению.

Тогда я написал письмо в пограничную охрану Кайнуу, в котором попросил разрешения пересечь границу на велосипеде в пункте Vartius–Люття. Ответа я ждал больше недели, но в конце концов мне ответили, что пересечь границу можно, получив устное разрешение у офицера на границе. Распечатку ответа от финских пограничников я взял с собой, чтобы при необходимости предъявить на границе.

День 1. Костомукша – Lentiira

9 июля, суббота

Очень тщательно проверяли меня наши пограничники. Первая проверка в поезде Петербург—Костомукша (вроде бы в районе Ледмозеро). Здесь пограничников интересовал только внутренний паспорт и прописка в нём. Вопросов не возникло.

Вышел из поезда, собрал велосипед. В сам город Костомукша решил не ехать, а лучше побыстрее добраться до границы. Погода испортилась, пошёл дождь.

Когда я уже на велосипеде ехал от Костомукши к границе, меня догнал и остановил белый мерседес с гражданскими номерами. В мерседесе пограничник. Проверил оба моих паспорта, но особенно его интересовал внутренний. Прощупал, как заламинирована фотография, просмотрел, как прошиты странички. Спрашивал, откуда у меня такой акцент (никакого акцента вроде бы нет). Интересовался, не собираюсь ли я просить у финнов убежища, и не уклоняюсь ли я от уголовной ответственности. Всё проверив, пограничник меня отпустил, а сам поехал назад в Костомукшу, то есть он выехал специально за мной (видимо кто-то донёс, что в сторону границы едет велосипедист).

Примерно за семь километров до границы остановили на пограничном посту. Оба шлагбаума (и на въезд, и на выезд из России) закрыты, документы проверяют у всех: и у выезжающих, и у въезжающих. Меня проверяли долго — куда-то звонили, что-то обсуждали. Я поинтересовался у пограничников, нужно ли при выезде из России иметь внутренний паспорт, на что мне ответили: «Конечно, а то как же мы будем прописку проверять?» Минут двадцать я провёл на этом посту, меня пропустили, и я поехал дальше.

На самом погранпункте наша пограничница задала стандартные вопросы, удивилась, что я на велосипеде, и позвала старшего. Старший уже тут стоял меня поджидал, стал задавать много странных вопросов: «Как вы добрались до Костомукши», «А что, велосипед тоже в поезде везли?», «А во сколько поезд прибывает в Костомукшу?», «А Вы безработный?», «А сколько километров в день планируете проезжать?», «А какое расстояние отсюда до Брусничного?», «А где будете ночевать?», «А палатка есть с собой?», «Почему именно на велосипеде решили в отпуск поехать?» Видимо, ответы его удовлетворили, он кивнул женщине в будке, и та поставила выездной штамп, передала мне паспорт, но его сразу же забрал Старший. Он заявил, что у финнов висит запрещающий знак для велосипедистов, и меня не пустят. Я сказал, что согласовал с финнами возможность пересечения. Он очень удивился, велел ждать, а сам ушёл куда-то с моим паспортом. Просидел я там ровно час. За это время Старший несколько раз выходил, убеждался, что я ещё тут. В результате паспорт мне он вернул, сказав, что «теперь всё в порядке и можно ехать». Таможенница тоже досматривала меня тщательнее обычного. Попросила расстегнуть все молнии на всех сумках, но глубоко внутрь не лезла, просто поспрашивала, что в каком отделении лежит.

Запрещающий знак на въезде в Финляндию действительно висит, однако у финнов никаких вопросов не возникло, кроме «куда едете, на сколько дней».

К приграничному кафе Raja-Kontti я приехал голодный, промокший и замёрзший. Купил себе какао, странный пирог, который помазал клубничным джемом. Согрелся этим всем, стало гораздо лучше. Посидел на веранде кафе, подождал, пока кончится дождь. Дождь всё не кончался. Термометр на стене кафе показывал 13 градусов. Поболтали с одним финном. Он посмотрел прогноз погоды у себя в телефоне и сказал, что сегодня вечером обещают солнечную погоду. Выглядело это неубедительно. Просидел я довольно долго, снова проголодался. Купил здесь же литр йогурта по довольно высокой цене 2,5 евро, выпил его и сидел ждать дальше. В результате, я просидел около кафе полтора часа, а дождь так и не кончился, лишь немного поутих. Решив, что делать мне здесь больше нечего, поехал дальше под дождём.

Так как я сильно промок, было желание где-то высушиться. На карте была отмечена хижина (autiotupa) на озере Väärälampi, и я решил поехать туда. Это было довольно далеко от маршрута, даже немного назад. Но зато, я думал, что если это дом с печкой, то я там согреюсь и просушусь. Да и интересно было посмотреть, что же это за autiotupa такая.

Дорога оказалась очень плохой — посыпана смесью мелкого гравия с песком. От дождя всё это размокло, колёса вязнут, ехать очень тяжело. По пути на дороге встречалось очень много лосиных следов и лосиного помёта. Заметил, что у меня начало спускать заднее колесо. Так как под дождём с комарами мне его ремонтировать не хотелось, я его периодически подкачивал. Полкилометра проехал — 50 качков насосом, и на следующие полкилометра хватает. В таком режиме я доехал до озера, на берегу которого должна была быть хижина.

От дороги до хижины есть тропиночка, но по этой тропиночке мне пройти не удалось, потому что она идёт по болоту, причём на болоте не положено никаких досок, и там довольно глубоко — можно пройти только в высоких болотных сапогах. Поэтому мне пришлось вернуться назад.

Всё-таки под дождём поменял камеру в колесе, но заклеивать проколотую не стал, так как очень много злых комаров.

Недалеко здесь также обозначен лааву, поехал к нему. Думал, хотя бы там разведу костёр и просушусь. Сделал крюк четыре километра. Тоже лосиные следы и помёт. Горы вверх-вниз.

До лааву доехать не удалось, так как последние метров сто это была не тропинка, а след от трактора со здоровенными колёсами. Поначалу было ещё ничего, можно пройти даже с велосипедом, но потом «дорога» превратилась в очень глубокую тракторную колею, наполненную водой, по которой пройти не удалось.

1945.jpg

Позже тщательное изучение карты показало, что добираться до лааву надо было с противоположной стороны — со стороны озера Juortananjärvi. Там проходит пешеходный маршрут UKK-reitti имени Урхо Кекконена, и лааву является частью его инфраструктуры.

Похоже опять стало спускать заднее колесо, что странно, потому что я всегда, меняя камеру, проверяю, не застрял ли в покрышке острый предмет. В этот раз я нашёл впившийся кусочек острой железки и вытащил его. Может быть, запасная камера была уже с дыркой, но этого тоже не должно быть, потому что я всегда слежу за состоянием запасной камеры.

В результате на поиски хижины и лааву я потратил более трёх часов, проехал лишних 25 километров по отвратительной дороге и проколол две камеры.

1946phl.jpg

Впереди недалеко от школы обозначен какой-то лааву. Дождик кончился, еду туда.

Лааву действительно расположен за школой на берегу озера Änättijärvi. Место неплохое, но лааву какой-то ненастоящий: сделан из досок, крыша неправильной формы, так что с козырька течет вода. Нет ни дров, ни пилы, ни топора. Костёр развести не удалось.

Но по крайней мере я разместился под крышей, а дождь постоянно то начинался, то прекращался, поэтому крыша была не лишней. Решил поставить палатку прямо внутри лааву. Это даст возможность хотя бы с уверенностью переночевать в сухости. Также внутри лааву я повесил верёвку, на которой развесил вещи на просушку.

Кроссовки пришлось сушить на газовой горелке. Последняя сегодняшняя неудача: сломалась горелка — потерялся винтик, скрепляющий лопасти конфорки. К счастью, винтик удалось найти, и горелка починилась.

Вечером, как и обещал финн, встреченный в приграничном кафе, даже выглянуло солнышко.

1951c.jpg

Всего за день пройдено 68 км с 10:20 до 19:20.

День 2. Lentiira – Kuhmo

10 июля, воскресенье

Утром обнаружил, что заднее колесо опять полностью спустило. Действительно, маленький прокол. Заклеил и этот, и вчерашний прокол на запасной камере. Смазал цепь после вчерашнего дождя.

Собирался долго, выехал только в полдень. На самом деле, примерно в этом месте примерно в это время я планировал находиться вчера. То есть, из-за того, что вчера меня долго промурыжили пограничники, и сильно помешал дождь, я практически потерял день. По первоначальному плану я хотел в первый день доехать до Kuhmo. Так что теперь план на сегодня доехать до Kuhmo, причём доехать до закрытия магазинов, потому что магазин сегодня нужен, и, кроме как в Kuhmo, шансов встретить магазин больше нет.

На карте встречаются обозначения, похожие на колодец и ещё что-то, связанное с водой. Я решил это исследовать, чтобы в дальнейшем иметь возможность добывать воду в лесу. Сегодня у меня вдоль маршрута как раз есть оба этих обозначения.

Первый синий перечёркнутый кружок (vedenottamo) оказался пунктом водозабора. Это место, где забирают воду для ближайших населённых пунктов. Тут всё огорожено сеткой, и воду набрать не представляется возможным.

1953.jpg

Второй (kaivo) действительно похоже на колодец, но выглядит очень странно. Огорожен страшным гнилым забором два на два метра. Сверху крышка из гнилых досок и припёрто старой покрышкой. Возможно, это действительно колодец, но воду из него добывать совершенно не хочется.

Вдоль сегодняшнего маршрута встречалось много мест, которые называются tervahauta — это приспособление для добывания дёгтя. Сейчас от этих сооружений почти ничего не осталось. На местности это выглядит как кольцевой бугор.

Заехал посмотреть на один из лааву, до которого можно было попытаться доехать вчера. Лааву стоит вдали от воды. Дрова и топор прилагаются. Есть канистра с питьевой водой. На стенках висят плакаты про лосей — видимо, инструкции, как определять возраст по рогам и зубам. Здесь вполне можно было вчера разместиться и просушиться на костре.

1955.jpg
1958.jpg
1966.jpg
1970.jpg

Мой путь сегодня целый день идёт по лесу. Дорога хорошая, машин очень мало. Пейзаж весь день не меняется, немного скучновато. Ощущаю себя «in the middle of nowhere». Такая обстановка очень хорошо помогает расслабиться мозгу и сосредоточиться на вращении педалей.

Иногда рядом с дорогой встречаются небольшие белые кресты. Бывают одиночные, бывают парные. Предполагаю, что они установлены в память о погибших на этой дороге, хотя это и странно для такой безлюдной и на вид безопасной дороги.

1973.jpg

Хотелось успеть в Kuhmo до четырёх часов, потому что сегодня воскресенье, и даже если какой-то магазин работает, то закрывается рано. Пришлось упорно покрутить педали, чтобы к четырём часам до Kuhmo добраться.

На подъезде к Kuhmo со мной заговорила девушка велосипедистка на очень хорошем английском языке. Оказалось, она раньше работала в пункте туристической информации, поэтому интересуется туристами, такими как я. Она мне показала самый правильный магазин, рассказала, что её сын тоже увлекается велосипедными походами по лесам, но не очень далеко. Мне показалось, что эта женщина примерно одного со мной возраста, но потом она сказала, что её сыну 35 лет. Вот так вот неожиданно. На севере Финляндии женщины хорошо сохраняются.

Она же рассказала, что в Kuhmo сейчас проходит фестиваль камерной музыки, сюда съезжаются люди из разных стран.

В магазине я купил на первое время еды (это первый магазин за два дня в Финляндии и следующий будет не скоро), выпил литр йогурта.

На площади рядом с магазином установлен памятник карельскому коробейнику.

1974.jpg
1978.jpg

Съездил на пляж, искупался. Вода холодная, но финские дети спокойно купаются.

1984.jpg
1985.jpg
1986.jpg

Еду дальше на юг, следующий город будет не скоро.

Около Jyrkänkoski заметил в лесу пушки и танки. Оказалось, что это музей под открытым небом, посвящённый располагавшемуся здесь оборонительному району. Цитата с информационного щита:

Осенью 1939 года во время военных учений началось строительство оборонительного участка на Юркянкоски. Начало войны 30.11.1939 г. остановило строительные работы, так как рабочие были вынуждены отражать нападение вторгшегося на территорию врага. Участок обороны оставался тогда очень слабо оснащённым. Однако во время войны строения всё же дополнились в небольшом количестве. Во время отражающего боя 11–12 декабря 1939 года финские войска отступили с дороги нападающей Красной армии в направлении Юркянкоски. Значительных сражений на этом участке обороны не было, только небольшие схватки. Но в направлении нескольких километров к юго-востоку, например при Хотаканваара, сражались упорно. Финские войска удержали свою позицию, и начатая 29.01.1940 контратака осадила врага в так называемые военные мешки, и поэтому главные силы Красной армии никогда не дошли до Юркянкоски.

1989.jpg
2003.jpg
2004.jpg
2005.jpg
2007h.jpg
2014h.jpg
2018.jpg
2020.jpg
2021.jpg
2022.jpg
2023.jpg
2026.jpg
2028.jpg
2029.jpg
2032.jpg
2036.jpg

Во время осмотра пушек со мной заговорили двое немцев — муж и жена, которые тоже осматривали экспозицию. Когда выяснилось, что я из России, женщина очень хорошо заговорила по-русски. Оказалось, что она родом из ГДР, во времена СССР училась в Ленинградском институте авиационного приборостроения, и с тех пор помнит русский язык. Немцы на караване едут в Кухмо на фестиваль камерной музыки и, так же как и я, остановились здесь, случайно заметив пушки в лесу.

Ночевать я решил на берегу Jongunjoki рядом с небольшой плотиной. На карте здесь обозначена kota, но на самом деле это большое место для отдыха.

Кота оказалась не классическим чумом, а скорее беседкой для гриля. Ещё здесь есть несколько странных сараев, туалет, два места для спуска лодок на воду — выше и ниже плотины.

2060.jpg
2059.jpg
2126.jpg

Я воспользовался очагом в коте, чтобы приготовить ужин. Помещение довольно быстро прогрелось, и стало невыносимо жарко. В холодную погоду здесь вполне можно заночевать. Но сегодня тепло и сухо, и я ночую в палатке на берегу красивого озера.

2082f.jpg

Всего за день пройдено 103 км с 12:00 до 20:25.

День 3. Rasvasuo – Nurmijärvi – Lieksa

11 июля, понедельник

Наутро заднее колесо опять спустило! Наклеил ещё одну заплатку и обнаружил, что заплатки кончились. Если будет ещё один прокол, то придётся резать одну из камер на заплатки, и я останусь без запасной камеры, что не очень хорошо, так как обычно колесо прокалывается в самое неподходящее время, например, под дождём, когда искать отверстие и возиться с клеем не очень удобно.

Сегодня еду дальше на юг. Цель — доехать до городка Lieksa.

На очередном пересечении дороги с речкой Jongunjoki нашлось довольно приятное место для отдыха. Есть дрова и место для костра. Байдарочники здесь спускают на воду свои лодки.

2130.jpg

Свернул на восток и поехал по грунтовым дорогам примерно вдоль реки Jongunjoki. Мне очень понравились здешние леса. Красиво и вообще нет людей. По этим местам проходит пешеходный маршрут Karhunpolku (Медвежья тропа) длиной 133 км, поэтому встречаются оборудованные места для отдыха.

Первое такое место расположено около речных порогов. Думаю, здесь очень хорошо ловить рыбу. На карте в этом месте обозначен лааву, но на самом деле это даже не лааву, а более тёплое жилище. По принципу оно похоже на Kota, но при этом крыша двускатная. Внутри очаг и много спальных мест.

2150.jpg
2138.jpg
2142.jpg

Еду дальше по лесу. Ознакомился с картой природоохранного района Rasvasuo–Kitkasuo.

2153p.jpg
Карта района Rasvasuo–Kitkasuo

Рядом с картой на щите написано, что здесь можно встретить следы медведя, волка, росомахи и рыси. Странно, что следы медведя можно встретить, а про то, можно ли встретить самого медведя ничего не сказано.

Решил сходить по тропинке к хижине (autiotupa). Это было одно из тех мест, где я планировал заночевать. Так получилось, что ночевал я в другом месте, а следующая ночёвка ещё не скоро. Но всё равно было интересно посмотреть, что представляет собой эта хижина.

Я пристегнул велосипед к дереву и пошёл по тропинке пешком. На самом деле, тропинка здесь вполне приличная, и можно было проехать и на велосипеде. Вдоль тропинки встречаются грибы и черника. Комаров очень много.

Хижина стоит на красивом изгибе реки Valamanjoki. Внутри хижины хорошая печка, стол, посуда. Две отдельные комнаты с независимыми выходами на улицу.

2163.jpg
Тропинка к хижине
2174.jpg
Хижина
2173.jpg
Интерьер хижины
2175.jpg
Valamanjoki

Я изучил правила пользования хижиной, немного отдохнул и вернулся обратно к велосипеду, поев черники, растущей вдоль тропинки.

Пока я ехал вдоль Rasvasuo и Kitkasuo, начал собираться дождик. Я заехал к лааву на Saarijärvi, переждал там дождь и пообедал.

2177.jpg
2180.jpg

Выехал на дорогу, ведущую к Nurmijärvi, но проехал немного на восток, чтобы посетить пещеру. Пещера довольно быстро нашлась в лесу справа от дороги. Вход в пещеру закрыт, но я всё равно туда пролез. К сожалению, я забыл взять с собой фонарик, а от велосипеда я ушёл довольно далеко. Приходилось освещать себе путь вспышкой от фотоаппарата: сверкнул вспышкой, запомнил, что увидел, сделал несколько шагов в полной темноте. Пещера явно искусственная. Сначала проход шёл вниз, затем горизонтально с изгибом. Внутри холодно, пол сырой и скользкий. В горизонтальном участке установлены какие-то стеллажи или нары. На выходе портал совсем разрушен. Видимо, поэтому пещера и закрыта для посещения.

2182.jpg
Вход в пещеру
2184.jpg
Внутри пещеры
2201.jpg
Обвал у второго входа
2202.jpg
Надолбы

В районе пещеры по лесу проходит цепь противотанковых надолбов. Причем входы в пещеру находятся по разною сторону от линии надолбов. Возможно, во время войны пещера использовалась как подземный ход.

Чуть дальше в сторону Nurmijärvi ознакомился с мемориалом, посвящённым фронту Rukajärvi.

За сегодняшний день, после того, как свернул с асфальтированной дороги, я не видел ни одного человека, ни одной машины, ни одного жилого дома. Только когда на подъезде к посёлку Nurmijärvi я увидел заборы и коровники, я понял, что приближаюсь к цивилизации.

2225f.jpg
Мельница
2230.jpg
Церковь в Nurmijärvi

В Nurmijärvi я выехал на хорошую асфальтированную дорогу и довольно быстро доехал до городка Lieksa. Город Lieksa — маленький и очень приятный. В городе много спортивных объектов, в самом центре огромный парк с корзинами для фрисби, которым активно пользовались местные. Я посетил магазин, перекусил на скамеечке в парке, и искупался в речке Lieksanjoki. Вода в реке холодная. На берегу очень приличная переодевалка с туалетом. В переодевалке есть розетка.

Около переодевалки расположена мини-прачечная под открытым небом. Такие прачечные регулярно встречаются в Финляндии. Рядом висят постиранные ковры, которые, очевидно, не помещаются в обычную стиральную машину, и поэтому люди носят их на стирку сюда.

2232.jpg
Прачечная
2233.jpg
Приспособление для отжима белья

Уже вечерело, и нужно было искать место для ночлега. К югу от Lieksa есть лааву на склоне холма. Я съездил туда на разведку, но мне не понравилось. Совсем рядом жилые дома — неуютно. Нет ни пилы, ни топора. Есть только чурки огромного диаметра, которые мне расколоть нечем. Палатку поставить негде. Мне показалось, что это лааву предназначено для зимнего отдыха путешествующих на снегоходах.

Решил искать место для ночёвки к югу от Lieksa. Искал довольно долго. Сначала несколько раз пытался заехать в лес, но там мне не понравилось. Затем пытался найти местечко на берегу рядом с сараями для лодок. Потом пытался встать рядом с банями на мысу, но тоже не понравилось. Заехал на территорию не работающего дома отдыха (leirikeskus) и пытался расположиться там. В результате встал на берегу в стороне от leirikeskus'а, так что мою палатку было ниоткуда не видно. Место оказалось неплохим. Во время приготовления ужина любовался закатом.

2295f2.jpg

Всего за день пройдено 110 км с 10:10 до 22:10.

День 4. Vuonislahti – Ahveninen – Koli – Venejoki

12 июля, вторник

На сегодня запланировано посещение национального парка Koli. Местность там гористая, поэтому ехать будет нелегко.

Вскоре после выезда увидел указатель на ветряную мельницу и заехал посмотреть. Внешне мельница абсолютно такая же, как в Nurmijärvi, но расположена она в кустах, поэтому хороших фотографий мельницы сделать не удалось. Зато удалось зайти внутрь, всё пощупать и изучить механизмы.

2310.jpg
2313.jpg
2315.jpg
2317.jpg

Еду дальше на юг. В Vuonislahti на карте обозначен магазин, но на самом деле его тут нет. Точнее, здание бывшего магазина стоит, но видно, что очень давно не использовалось.

Сегодня мне магазин не очень нужен. Продукты у меня ещё есть, а завтра я уже буду в Joensuu, и уж там-то я магазины посещу.

2324.jpg
Водяная мельница

По небу бегали тучки, и вот, наконец, собрался дождик. Я его переждал в беседке на месте для отдыха рядом с дорогой. Отсюда красивый вид на Koli. Заодно прямо в беседке приготовил себе обед и хорошо покушал. Горячие макароны с тушёнкой были очень уместны. Дует сильный холодный ветер, поэтому на приготовление пищи я потратил газу больше обычного, хотя и пытался прикрывать горелку своим телом.

2326.jpg
Pulloselkä
2329.jpg
Rukavesi

В парке Koli я посетил пещеру (Pirunkirkko). Пещера расположена на склоне горы и представляет собой трещину в скале, в которую можно довольно глубоко забраться. Фонарик здесь не очень нужен, потому что в «потолке» есть дыры, сквозь которые проходит солнечный свет.

Со склона открывается красивый вид на пролив Pulloselkä.

2351.jpg
Вид с холмов Koli
2355.jpg
Вход в пещеру

По парку проложены пешеходные тропы. Есть хижины, но они платные. Местность действительно гористая, но пейзажи мне показались не слишком интересными. Дороги грунтовые и довольно разбитые. На подъёмах и спусках нанесена насечка, видимо для того, чтобы вода стекала не вдоль склона, а вбок с дороги. Эти насечки мешают спускаться с горок, приходится постоянно ехать с зажатыми тормозами. Так что удовольствия нет не только на подъёмах, но и на спусках.

В озере Jero я искупался. Вода очень чистая и очень холодная. Рядом с мостками, с которых я купался, обнаружились бутылки с шампунем и гелем для душа. Видимо, жители домиков, расположенных в лесу на склоне горы, здесь моются. Я воспользовался этими средствами и тоже хорошо с головой помылся.

Осмотрел лааву на озере Pienilampi, точнее на болоте рядом с озером. Лааву неплохо оснащён, по тропе можно дойти до воды, но ночевать здесь мне не хотелось бы, так как дорога очень близко, хотя и транспорт по ней ездит редко.

2378.jpg
Лааву
2386r.jpg
Деревянные аисты в лесу
2387r.jpg
Автобусная остановка и памятник Volkswagen'у

Выехал на трассу № 6 и поехал дальше на юг. Хорошо ехать по гладкому горизонтальному асфальту. Сегодня мне этого не хватало.

Заночевать я решил в одном из лааву недалеко от Lieteselkä.

При подъезде к лааву я встретил рыжую лисицу, которая, испугавшись меня, побежала прочь по полю. Сфотографировать её не успел.

Лааву расположен не на озере, а на границе леса и поля, и выглядит заброшенным. Видно, что им давно не пользовались.

2392.jpg

Сначала я хотел поставить палатку не рядом с лааву, а чуть подальше, но пока я искал место, пошёл дождь, и я решил, как и в первую ночь, поставить палатку прямо внутри лааву. Места внутри совсем мало, моя маленькая палатка поместилась плохо.

Рядом с лааву протекает ручей, из которого я и брал воду для приготовления ужина.

Всего за день пройдено 94 км с 09:40 до 20:10.

День 5. Kontiolahti – Joensuu – Pyhaselkä – Rasivaara

13 июля, среда

Заехал на место для купания в Riihiaho. Здесь есть беседка для гриля, но ночевать я бы тут не стал. Купаться пока тоже не хочется, так как довольно холодно.

2397.jpg

Снова посетил биатлонный стадион в Kontiolahti, посмотрел, как тренируются спортсмены. Взял в качестве сувениров несколько гильз со стрельбища. Оказалось, биатлонисты стреляют из обычной мелкашки (калибр 5,6 мм, .22 LR).

Когда я подъезжал к Joensuu, внезапно пошёл ливень. Я не успел укрыться и слегка промок.

Заехал в магазин Biltema. Хотел купить новую камеру для колеса, так как мои уже все в заплатках, но камеры показались мне слишком дорогими. В результате купил велоаптечку с набором заплаток и баллон с газом. Изначально я думал, что мне хватит одного баллона на весь поход, но я потратил много газа в первую ночь, когда сушил кроссовки на горелке, так что мой единственный баллон был уже на исходе.

Много времени в Joensuu я не провёл. Проехав город насквозь, выехал на юго-восток в сторону Pyhäselkä.

2412l.jpg
Ратуша Joensuu
2414.jpg
Шлюз
2415.jpg

Не доезжая до Reijola заехал на пляж по приятной новой велодорожке. Пляж отличный. Искупался я с удовольствием. Странно, что в пляжной переодевалке не два входа, как обычно (мужской и женский), а четыре. Две подписи я не смог перевести, и воспользовался обычным входом "Miehet".

Сегодня дорога хорошая, гладкая, но дует сильный ветер в лицо.

По пути заехал посмотреть два лааву. Первый оказался навесом странной формы для отдыха большой компании. Здесь начинается пешеходный маршрут Elovaara. Тропа ведёт на гору, где должен быть ещё один лааву, но я туда не пошёл.

Следующий лааву расположен на карьере недалеко от шоссе. Лааву хорошо оборудован, но место неуютное, воды нет. Ночевать здесь можно, но я надеюсь найти сегодня место получше.

2426.jpg
2431.jpg

Я планировал заночевать на мысу Saviniemi, не доезжая до Rääkylä. Придётся сделать крюк километров десять, но на карте здесь обозначено специальное место для палаток, поэтому казалось, что можно будет неплохо разместиться.

Оказалось, что это не место для палаток, а просто лааву. Причём земля здесь болотистая и вся в корнях. Палатку поставить совершенно негде. Пришлось по сложившейся традиции ставиться внутри лааву, так как это было единственное ровное место.

Лааву почти на берегу озера, но подход к воде плохой. Рядом с берегом всё сильно заросло тростником.

Впрочем, место оказалось довольно уютным, и я здесь с удовольствием провёл вечер.

2432.jpg

Всего за день пройдено 116 км с 09:10 до 20:50.

День 6. Rasivaara – Tolosenmäki – Puhos – Kesälahti – Punkaharju – Putikko

14 июля, четверг

Выехал на шоссе 482 и поехал обратно в сторону Rasivaara и дальше до трассы № 6. Наконец-то в спину дует сильный ветер, ехать очень приятно. Еду со скоростью 30 км/ч, даже подъёмы в гору даются легко. Если так пойдёт дальше, то сегодня я проеду много.

Заехал посмотреть на орнитологическую вышку. Вышка довольно высокая и очень старая. Сама вышка ещё в неплохом состоянии, так как сделана из очень толстого бруса и ещё не успела сгнить, а вот лестница сохранилась хуже. По качающейся лестнице я всё-таки забрался наверх и полюбовался красивым видом на поля.

2433.jpg
2441.jpg
2448.jpg

Проехал мимо кемпинга Likolampi. Кемпинг не работает и заброшен.

Посетил маленький магазинчик рядом с железнодорожной станцией Kitee. Магазин настолько маленький, что в нём даже не продаётся йогурт. Поэтому пришлось купить кисель, который я тут же и выпил. Обслуживает магазин единственный человек — он и товар на полках расставляет, и на кассе работает. Возможно, он и владелец магазинчика. Пока я пил кисель на стуле около магазина, работник магазина подошёл ко мне пообщаться, посмотрел мою карту. По-английски он не говорил, но кое-какое общение у нас получилось: он говорил по-фински, я отвечал по-английски.

Когда я выехал на трассу № 6, ветер почему-то сменил направление и стал дуть мне в лицо, что было весьма неприятно, так как ветер очень сильный.

Заехал в посёлок Puhos. Перед Puhos проехал через огромную промзону, состоящую из нескольких красивых заводов: деревообрабатывающих, мебельных.

В самом Puhos заехал в историческую часть Vanha Puhos. Ничего особенно интересного там нет: старая водяная мельница, современная маленькая гидроэлектростанция, старый дом. Около «старого дома» проходило странное мероприятие — то ли выставка старинных насосов, то ли слёт любителей этих самых насосов.

2472.jpg
«Старый дом»
2450.jpg
Водяная мельница
2469f.jpg
Здание мельницы
2459.jpg
Современная «мельница»
2463.jpg
Странный механизм

До пляжа в Puhos далеко, купаться не поехал. До Kesälahti решил ехать по трассе, а не вдоль Puruvesi, так как не хотелось делать дополнительный крюк: и так очень сильный ветер в лицо. К тому же по дороге вдоль Puruvesi я ездил в 2012 году, там нет ничего интересного.

Зашёл в магазинчик в Puhos. Он побольше, чем в Tolosenmäki, но в нём тоже нет йогуртов. Купил продуктов на вечер.

Дорога от Puhos до трассы проходит через лиственничный лес (Lehtikuusi metsä). Оказывается, это самая обширная в Финляндии роща лиственниц, которую в 1840-х годах заложил Нильс Людвиг Арппе (Nils Ludvig Arppe) для нужд судостроения.

2475.jpg
Лиственничный лес

До Kesälahti доехал по трассе, борясь с ветром и периодически останавливаясь на местах для отдыха, чтобы передохнуть и перекусить.

Рядом с Kesälahti есть маленькое озеро Sortolampi. На картах здесь отмечено место для купания, но пляж обозначен весьма приблизительно даже на подробной топографической карте, поэтому его пришлось поискать. Озеро мне очень понравилось. Оно маленькое, расположено в лесу среди высоких холмов, видимо очень глубокое. Вода очень чистая. Дно хорошо видно там, где до него не достать. Приятно, что на озере нет никаких бань и причалов, только лес вокруг. Очень уютно. У озера единственный подход к воде. Никого, кроме меня на озере не было.

2479.jpg
2480.jpg

После купания немного поел черники и через посёлок Kesälahti вернулся на трассу. Посёлок Kesälahti тоже очень приятный. Есть два магазина с приличным временем работы, много котов. Я бы хотел здесь жить.

В одном из этих магазинов я наконец-то купил йогурт, который выпью позже на трассе.

Свернул с трассы на запад в сторону Punkaharju, приглядываю место для ночёвки.

На подъезде к Punkaharju было много лесов типа kangas (так финны называют сосновый лес на высоком песчаном месте), в которых можно было бы заночевать, но я решил сначала съездить на пляж в Punkaharju, где я в прошлом году потерял штаны. Моих штанов там, конечно, не было, но зато я отлично искупался, понырял с вышки. В прошлом году мне было здесь совершенно не до купания, потому что шёл дождь и было холодно. Набрал воды на тот случай, если придётся ночевать не около водоёма, и поехал на юг в сторону Putikko искать место для ночлега.

Прямо в посёлке Putikko на дороге встретил косулю, но не успел её сфотографировать.

Долго не удавалось найти ничего пригодного для ночлега, но потом нашлось хорошее место в Pitkäkangas. Я встал не около озера Saarijärvi, так как там всё равно нет нормального похода к воде, а на противоположной стороне дороги в низине посреди леса, чтобы меня не было видно.

2494.jpg

Здесь очень много черники. Чтобы не запачкать палатку черникой, пришлось сначала выесть чернику на месте под ней. Очень сильно наелся черникой, так что ужин не готовил. Попил чаю с печеньем и лёг спать.

Всего за день пройдено 122 км с 10:35 до 21:50.

День 7. Putikko – Parikkala – Rautjärvi – Pirunkirkko – Rautjärven as. – Imatra

15 июля, пятница

Недалеко от палатки обнаружился лосиный череп. Можно было бы определить возраст лося по инструкции из лааву Puskajussit.

2486.jpg
2485.jpg
2495.jpg

Утром очень много комаров, поэтому завтрак пришлось готовить и есть быстро. Отмахиваясь от комаров, несколько раз облился кипятком.

Наелся черники и поехал дальше.

Дорога, по которой я еду, называется Vanhaviipurintie (старое Выборгское шоссе) и отмечена на местности как музейная дорога характерными каменными километровыми столбами.

Озеро Simpelejärvi я решил объехать с восточной стороны, через Parikkala и Rautjärvi, отклонившись от первоначально проложенного маршрута. Хотя я уже ездил через Parikkala, но мне хотелось заехать в магазин, а дорога с западной стороны озера показалась мне не очень интересной.

2501.jpg
Церковь в Kirkonkylä
2502.jpg
Около Ristimäki

Посетил в очередной раз парк скульптур Вейо Рёнкёнена, предварительно перекусив и переждав дождик в беседке на площадке рядом с парком.

Надо сказать, что с момента моего прошлого посещения (см. мой отчёт за 2009 год) здесь многое изменилось. Скульптуры привели в порядок, подкрасили. Открылся павильон, в котором крутят восьмиминутное видео о скульпторе, о том, как он создавал свои скульптуры. Здесь же есть наглядные экспонаты, рассказывающие о технологии изготовления скульптур, о том, как реализованы «следящие» глаза.

2513.jpg
2551.jpg
2553.jpg
2522.jpg
2521.jpg
2523.jpg
2527.jpg

К сожалению, парк перестал быть таким волшебным и загадочным, как раньше. Теперь здесь ходит много народу, парк стал похож на обычный музей. Осталось только деньги брать за вход. В 2009 году, когда я был здесь впервые, кроме меня никого в парке не было, и скульптуры в лесу сильно впечатлили меня.

2556.jpg
Simpeleen kirkko

В Rautjärvi оказался интересный деревообрабатывающий завод, раскинувшийся по обе стороны шоссе. Я понаблюдал, как брёвна с грузовиков загружают внутрь завода, а завод их со страшным звуком поглощает.

2559.jpg
2560.jpg

Съездил посмотреть на пещеру Pirunkirkko (ещё одна церковь дьявола). Для этого пришлось сделать небольшой крюк по холмистым грунтовкам, где мне встречались повозки, запряжённые лошадьми.

До пещеры нужно идти пешком по тропинке, вдоль которой встречаются гигантские грибы.

2572.jpg
Linnavuori
2574.jpg
Pirunkirkko
2587.jpg
Пещера Дьявола
2592h.jpg
Вид изнутри пещеры
2608.jpg
Гриб

Цитата с таблички около пещеры:

В северной части озера Пиэни Торса рядом с Линнанкангас находится гора Линнавуори, которая является одним из помеченных мест прохождения границы по Шлиссельбургскому (1323 г.) и Ништатскому (1721 г.) мирным договорам. Под огромным северным склоном скалы находится пещера, которую называют Церковью Дьявола.

Пещеру Дьявола использовали в качестве убежища во время Северной войны (1713–1721 гг.), а последний раз в ней укрывалось население в конце войны 1941–1944 гг., и местные жители использовали пещеру в качестве хранилища своего имущества в то время, когда сами вынуждены были покинуть родные места.

В предании говорится, что живший в прошлом столетии народный целитель Матти Хинкканен (Поху-Матти) варил свои снадобья именно в Церкви Дьявола и окунал страждущих избавиться от недугов в находящемся рядом с пещерой пруду. Поху-Матти был известным знахарем, за помощью к которому обращались даже с Петербурга.

Рассказывают также, что Поху-Матти хотел оставить свои знания сыну, предложив ему бутылку с лекарством, испив которого сын познал бы все секреты врачевания, которыми владел его отец. Сын не осмелился выпить лекарство и, таким образом, все знания умершего при несчастном случае Поху-Матти ушли вместе с целителем.

Чуть дальше рядом с дорогой встретился ещё один пограничный камень, на котором хорошо просматриваются выбитые кресты, корона и цифры 1722.

Заехал на озеро Laikonlampi, в котором в прошлый раз мне очень понравилось купаться. В озере купались финские мальчишки, но мне лезть в воду не хотелось, стало холодать, и начинал капать дождик. К тому же, у меня теперь новое любимое озеро для купания — Sortolampi в Kesälahti.

Посетил родник Laikonlähde около озера Ylimmäinen. Для этого пришлось перелезть через железнодорожные пути в неположннном месте и немного пройтись. Велосипед я оставил с северной стороны железной дороги. Около родника, судя по полустёршимся надписям на информационном щите, тоже когда-то проходила русско-шведская граница.

По музейной дороге еду дальше в сторону Иматры.

Заехал проверить kota около Miettilä. C kota всё в порядке, можно пользоваться. Рядом, правда, вырубили лес, зато теперь здесь есть место, где можно поставить палатку. Внутри чума на самом верху около дымового отверстия висит большое осиное гнездо, из которого вылетают здоровенные то ли осы, то ли пчёлы. Я таких больших никогда не видел — сантиметра четыре длиной.

2621.jpg

Проехал через мини-музей около озера Vekarus. Купаться в озере не стал — холодно.

2627.jpg
2629.jpg
2631.jpg

Дальше решил ехать не на юг по музейной дороге, а на запад в сторону Rautjärvi. Я уже успел проголодаться, а в Rautjärvi должен быть магазин. Я уже сегодня проезжал через посёлок с названием Rautjärvi (там был деревообрабатывающий завод), а теперь приехал в ещё один посёлок с таким же названием. Чтобы их не путать, этот более южный Rautjärvi на указателях называется Rautjärvi kko (kirkko) или Rautjärvi as. (asemanseutu).

В Rautjärvi зашёл в магазинчик Siwa, купил еды. Этот магазин не работает в воскресенье, что странно, так каа обычно у Siwa очень дружественный режим работы. Начался довольно сильный дождь, от которого я укрылся в беседке на пляже озера Tulilampi. В беседке есть место для гриля, но я не стал разводить огонь и приготовил себе ужин на горелке. Решил поужинать пораньше, а заодно переждать дождь. Зато перед сном не надо будет ничего готовить, тем более, что я пока не представлял, где мне придётся сегодня ночевать. На улице дождь и сильный ветер. Тепло сдувает с горелки, вода опять долго кипятится.

Я переоделся в тёплую одежду, поел горячей еды, и стало полегче. Удивительно, что всё это время в озере купались мальчишки. Потом они, правда, куда-то съездили на велосипедах и развели огонь в грильнице, собираясь жарить сосиски. Дрова для костра они взяли в каморке рядом с переодевалкой или туалетом. Я тоже немного погрелся у их очага.

2633.jpg

Дождик стих, и я поехал дальше. Выехал на трассу № 6 и поехал в сторону Imatra. Около промзоны в районе Puntala съехал с трассы и пересёк железную дорогу. Дождик опять усилился, и я решил заночевать рядом с лааву у Vaarasmäki.

В этом холмистом районе размечена пешеходная тропа Kissankierros (Кошачья тропа), на которой и стоит лааву. Место мне очень понравилось. Большой просторный лааву стоит на холме, рядом хорошо оборудованное костровое место. Пилы и топора нет, но есть много наколотых дров. Есть стол под навесом. Лааву можно закрыть дверями. Думаю, это актуально в холодное время года.

Рядом с лааву построено странное сооружение для сена. На противоположной стороне дороги ещё более странное сооружение — какая-то кормушка с овсом, то ли для лосей, то ли для птиц.

2637.jpg
2638.jpg
2654.jpg

Сначала я хотел поставить палатку рядом с этой кормушкой на большом плоском камне, покрытом мягким мхом. Но после того, как я согрелся у костра, мне уже не захотелось никуда уходить, и я по уже сложившейся традиции решил поставить палатку внутри лааву.

К сожалению, здесь нет доступа к воде, но мне сегодня вода не очень нужна, я уже поужинал в Rautjärvi. Хотя чуть позже я нашёл сзади лааву бочку, в которую собирается дождевая вода с крыши. Вода выглядит чистой, хотя немного смущает надпись "Neste Oil" на бочке.

2650.jpg
2651.jpg

Жалко, что не купил сосисок в Siwa. Сейчас бы они очень хорошо пошли. Пожарил на костре оставшийся хлеб, просушил вещи. Вечер сегодня получился отличный. Очень приятно, что здесь совсем нет комаров. Зато есть светлячки. Впервые я рассмотрел светлячка вблизи и понял, что он собой представляет. Оказывается, это такая гусеничка, у которой светится животик.

Вечером термометр на лааву показывал 14 градусов.

Всего за день пройдено 95 км с 10:20 до 21:10.

День 8. Imatra – Joutseno – Lappeenranta – Karhusjärvi

16 июля, суббота

Утром шёл довольно неприятный дождь, который не собирался заканчиваться. Поэтому я остался на стоянке довольно долго. Сварил себе хороший завтрак, используя воду из бочки. Отдохнул, подождал, пока дождь кончится, не спеша собрался и поехал.

Выехал к озеру Immalanjärvi и наконец-то нашёл на нём пляж. Дело в том, что я в прошлые годы трижды пытался найти здесь пляж, и не мог, даже несмотря на то, что раньше на дороге стоял соответствующий указатель.

Съездил на разведку к острову Malonsaari. Судя по картам и панорамам Google, здесь может быть неплохое место для ночёвки. От Hosseinlahti обозначена тропа по берегу озера, но проход там перекрыт, так что к острову пройти не удалось.

В сторону Joutseno поехал по новой велодорожке вдоль трассы. Это было ошибкой, так как в лицо дует очень сильный ветер. Если бы я поехал не по открытой продуваемой местности, а по дороге вдоль Саймы, было бы легче. Несколько раз меня несильно мочил дождик.

В Joutseno заехал в магазин, немного подкрепился, и поехал в Lappeenranta по приятной дорожке мимо ветряков.

При подъезде к Lappeenranta погода улучшилась, выглянуло солнышко.

2656.jpg
Трансформаторная будка
2670.jpg
Lappeenranta
2673.jpg
ЦБК

Проехал по городу, посетил песчаный замок Hiekkalinna. Песочные скульптуры в этом году посвящены рыцарям.

2687.jpg
2678.jpg
2709.jpg

Погода улучшилась настолько, что захотелось купаться. Я не нашёл заезда на пляж около фабрики Fazer, проехал дальше и нашёл второй пляж в новом районе Kuusimäki. Хорошо искупался и отдохнул.

Сделал круг вокруг аэропорта по приятной дорожке.

2711.jpg
2712h2.jpg

Заехал в магазины Prisma и Lidl, купил продуктов на оставшийся день и домой.

Так как моё любимое место ночёвки перед границей больше не существует, заночевать я решил на озере Karhusjärvi, где мой коллега останавливался в прошлом году. Филипп поделился со мной путевой точкой для GPS, и поэтому я не сомневался, что найду нужное место.

К озеру я подъехал со стороны старого Выборгского шоссе. Грунтовая дорога становилась всё хуже и уже. Потом тропинка совсем исчезла, и пришлось продираться через заросли малины. Если бы я не был уверен, что впереди меня ждёт место для стоянки, то никогда бы сюда не полез.

В результате я ободрал ноги, но место нашёл, хотя и не совсем там, где я его искал. Место неплохое. Озеро, красивый вид, кострище.

Видимо, сюда приезжают отдыхать на лодке, потому что по берегу продираться не слишком приятно.

2765h.jpg

Всего за день пройдено 90 км с 11:40 до 20:40.

День 9. Karhusjärvi – Nuijamaa – Выборг

17 июля, воскресенье

До Выборга доехал традиционным путём по дороге вдоль канала, а дальше лесными тропами. В Выборге заехал на пляж, искупался, переоделся.

2769f.jpg
2774p.jpg

Всего за день пройдено 62 км с 07:10 до 12:30.