Автобиография Петросовета


Владимир Косарев

Записки депутата
(Опыт шутливой историографии)


Записки философского клуба

После роспуска Совета я продолжил научную работу в ФТИ, но решил при этом использовать отмену цензуры для того, чтобы опубликовать давно вынашиваемые философские мысли, которые раньше я мог позволить себе высказывать в студенческие годы разве что на привалах в алплаегях, а затем на обязательных  философских семинарах в Физтехе о закономерностях эволюции социума как самоорганизующейся системы. По этой тематике мне не без труда удалось опубликовать пару (тройку) статей в “Литературной газете”, а затем и в журналах “Нева” и “Общественные науки и современность”. Подобно Ричарду Фейнману я размышлял о связи науки и религии, но подобно ему же вскоре я убедился в существовании почти непреодолимой пропасти между физиками и профессиональными философами. Физики, наевшиеся марксистско-ленинской философии, в большинстве своем не хотели и слышать ни о какой философии вообще. Быть же профессиональным философом в нашей стране можно было лишь, отучив себя  самостоятельно мыслить. Поэтому, получив свободу думать, наши философы по большей своей части используют ее как свободу "трепа", упражняясь скорее в филологии, нежели в философии. Наилучшим "специалистом" в этой области можно назвать профессора Вадима Львовича Рабиновича, яркие "доклады" которого украшают сборники трудов большинства последних философских конгрессов и конференций. Фактически они представляют собой набор одной и той же чепухи или попросту трепа, опубликованного в разных сборниках с разными названиями, вроде “Пауза - событие со-бытия”, “Из "СВОЯСЬ" во СВОЯСИ” (К философии "зауми"), “Заумь - род ума” можно было бы считать своеобразным образцом типично еврейского юмора или пародией на философские статьи, если бы эти "работы" не были выполнены, как в них сообщалось, при поддержке грантов РФФИ и РГНФ. Кстати, как заметили многие, если в советские времена негласно проводилась политика антисемитизма, то теперь для получения какого либо гранта надо быть, как минимум, евреем, и лучше всего, живущим в Москве. У меня не было ни того, ни другого, наверное по этой причине за более, чем 10 лет мне еще так и не удалось получить ни одного гранта ни из одного подобного Фонда. Правда теперь, говорят, времена изменились, и надо попросту платить "откат", главная проблема: узнать кому и сколько.
Поэтому, хотя прямого проку от таких тусовок я не видел, их организаторам всегда удавалось получить немалые средства на их проведение и издание трудов. Кроме того, даже доклад "в пустоту", каковой зачастую бывает такая аудитория, позволяет лучше понять и сформулировать то, что ты сам хочешь сказать. Если же завязывается полемика, пусть хоть с одним человеком, то это уже путь развития и по Сократу - совместного движения к истине (или уж по крайней мере в одиночку). Поэтому в 2001-2002 гг. я пробовал выступать, хотя и с таким же успехом, по проблеме создания в России гражданского общества, принимая участие в работе петербургского Гражданского Форума. В опубликованных мною докладах проблема создания в России гражданского общества рассматривалась в свете опыта моей работы в органах власти различного уровня, включая городской парламент и самый нижний уровень самоуправления – ТСЖ.
В последующее время стали популярны и другие формы неформальных, т.е. не поддержанных каким либо Фондом «тусовок», в том числе философские и философско-правовые клубы и семинары. На один из таких семинаров меня пригласил наш известный правовед, имевший уже к тому времени партийную кличку «Нестор Иваныч». Обсуждаемая идея сводилась к тому, чтобы попытаться выработать основу для написания идеальной Конституции идеального либерального государства. Либеральная политическая доктрина, основанная на идеях либерального гуманизма христиан и первоначально разработанная в трудах британских философов Локка, Юма и Бентама, была весьма влиятельным течением, но лишь в период становления западной демократии. Вскоре выяснилось, что чистый либерализм ведет к сильнейшему расслоению общества на богатых и бедных и постоянному росту социальной напряженности в обществе. Поэтому позже, в конце 19-го и начале 20-го веков умеренными марксистами в качестве альтернативы выдвигается социал-демократическая идея осуществления принципов социальной справедливости при сохранении свободы, демократии и равенства всех перед законом. Сегодня во многих передовых странах Запада и Востока реализуется компромисс между этими двумя направлениями. Необходимый баланс между ними в стабильном обществе поддерживается путем победы на выборах той или иной партии, которые отличаются лишь величиной пакета социальных программ. В нашей стране этому соответствовало бы чередование и смена у власти несколько более либеральной партии типа СПС и несколько более социал-демократической типа «Яблока».
С точки зрения Синергетической философии, которую я разделяю и, по мере сил развиваю, общество - это долгоживущая система более высокого уровня и потому более ценная, чем отдельная личность. Поэтому как в либеральном, так и в обществе социальной демократии свобода дается личности лишь постольку, поскольку это по большому счету полезно для самого общества. Если она идет во вред, например, в чрезвычайной ситуации, все свободы очень быстро и очень существенно ограничиваются, иначе такое общество проиграет в конкурентной борьбе со своими соседями.
Позиция же «Нестора Иваныча» прямо противоположна - свобода самоценна, поскольку в его модели общество вообще не является системой, а лишь совокупностью стремящихся к личному благу индивидуумов и любое технократическое развитие должно быть лишь средством для получения ими все больших благ. Такая позиция создает культ потребления и ведет такое общество к глобальному кризису, выходом из которого будет уже, по-видимому, в обществе пост-человеческом.
В этом вся суть наших разногласий. После неоднократных дискуссий с ним я посвятил добрую половину своей статьи в сборнике «Личность и государство», где опубликован и его доклад, доказательству того, что общество это именно система, а вторую – предсказанию будущего этой системы, но думаю, что мою статью он так и не прочел. Мы встречались с ним как-то на семинаре у В.К.Захарова, где «Нестор Иваныч» излагал так же, как и раньше, все те же либеральные сентенции, сказав при этом, что знает только одну теорию общественного развития, разработанную неким человеком с бородой. Я поинтересовался: уж не меня ли он имел при этом в виду, но, к сожалению, оказалось, что нет. Однажды я не без труда отыскал у него в офисе экземпляр этого сборника и чтобы он не лежал там мертвым грузом предложил подарить только что подошедшему председателю нашего Оргкомитета. Тот попросил нас сделать на нем дарственные надписи как гарантию того, что он не использует этот сборник по другому назначению.
Хозяйка и главная жрица Джамила, являвшаяся народу по утрам подобно Афродите в одном лишь ожерелье
Поэтому я предпочитал ходить в другие философские клубы, работа которых мне представлялась более живой и интересной. Один раз такой клуб мы организовали летом во время фестиваля “In-Lak-Esh”, что на языке то ли инков, то ли майаозначает: «Я – это другой ты», который ежегодно на берегу Ладожского озера проводит Суфиский Орден. Суфизм обычно считается мистическим направлением ислама, но сами суфии считают, что скорее сам Мохаммед, был одним из суфиев - многочисленных пророков-богоискателей, нашедшим идеологию, способную сплотить разрозненные и враждовавшие между собой племена на Аравийском полуострове. С философией суфизма можно вкратце познакомиться, почитав «Рубаи» Омара Хайяма. Один из его тезисов о познании Бога через любовь очень близок к христианству. Из него напрямую следует гуманное (братское) отношение к другим людям и свойственная индуизму и йоге толерантность. Современный суфизм, в отличие от экуменизма, ставит не задачу объединения разных религий, а объединения людей различных религий (включая и атеистов), на основе идеи любви к ближнему или того же гуманизма.
Испытания концентрации «праны» ли космической энергии внутри двойной пирамиды
Если сопоставить все известные варианты монотеизма, то ближе всего к язычеству стоят исламский фундаментализм, ваххабизм и традиционный ислам, ограничивающие свободу и права человека подобно (зачастую ничем не оправданными) языческими запретами - табу, что абсолютно несовместимо с либеральным гуманизмом. Далее можно поставить иудаизм и православие, не слишком-то расположенные к к какому-то ни было либерализму и демократии. Католическая церковь в отличие от православной уже давно осознала необходимость реформ, но более всего из христианства сегодня продвинут протестантизм, сумевший раскрепостить творческий потенциал людей, создавших западную цивилизацию. Современный же суфизм вместе с подобным ему во многом бахаизмом выглядят в этой последовательности одной их наиболее продвинутых религиозных форм, поскольку они сосредоточены не на мелочных табу, ограничивающих свободу человека, а прежде всего на самой гуманистической идее, ближе всего подходя к современному светскому или секулярному гуманизму, дополняя его при этом практикой создания эмоциональной атмосферы единения и братства людей самых разных взглядов и культур. Можно сказать, что именно идеология и практика суфизма наиболее близка идее создания единой общечеловеческой цивилизации в идущем процессе глобализации, хотя первый такой фестиваль в России был разогнан при помощи десанта ОМОНа.
В свободно вывешенный распорядок дня мы просто вписали приглашение на наш семинар для всех желающих. Надо сказать, что я в первый раз участвовал в таком философском семинаре, куда дамы в соответствии с либерально-гуманистическими традициями суфизма, диаметрально противоположным традициям Общества Муна, могли приходить кто в чем или, вернее, кто без чего: кто без верха, кто без низа, а кто и без того, и без другого, в зависимости от того, какое место они считали нужным подставить для загара. Результат оказался довольно интересным: в то время как дамы демонстрировали себя Солнцу и бросаемым в их сторону нескромным взглядам некоторых мужчин, последние начинали с еще большим рвением демонстрировать силу и оригинальность своего ума. Таким образом, общими усилиями мы смогли направить наши философские мысли в нужном направлении, при этом существенно продвинув их вперед. Лично я там кратко излагал свой доклад: "Эволюция гуманистической идеи и перспективы трансгуманизма", с которым я готовился выступить на "7-ом Философско-культурологическом Конгрессе". Мой доклад вызвал живую полемику, продолжившуюся затем по е-мэйлу и на следующих фестивалях.
Не менее запомнилась и прошедшая там же презентация «Тантра-класса», проведенная московской «Академией счастья». К сожалению, я не очень внимательно следил за появлением новых анонсов на доске распорядка дня, поэтому узнал о ней неожиданно: к костру, где базировалась наша группа, прибежали наши девчонки с криками: «Там так интересно! Так интересно!» и, наскоро перекусив, убежали обратно. Я решил тоже пойти посмотреть. А собравшиеся там перешли уже к практическим занятиям. Под бой барабанов и аккомпанемент гитары желающие могли попробовать проделать особо возбуждающие тантрические упражнения типа парной йоги. Пары делали стойки на голове, касаясь друг друга спинами, или садились совместно в позу типа «Лотоса».
Тантра класс: выпускной экзамен
Затем мужчин и женщин построили в два круга один внутри другого и раскрутили в разных направлениях наподобие популярной русской игры в «бутылочку» и, перемешав таким образом все пары, построили их в «ручеек». Мне досталась молодая девушка, которая на призыв организаторов: «Какая пара тут самая смелая?» несмотря на мои сомнения храбро заявила: «Давай пойдем!». Нас запустили в «ручеек», дав команду остальным по дороге раздеть нас до нага. Поскольку там и так почти весь народ купался голышом, в этом не было ничего особенно страшного, но оказалось, что на выходе «ручейка» нас поджидали фотокорреспонденты. Позже я увидел эти кадры  в газете «Комсомольская правда» и на вэб-сайте: http://www.inlakesh.ru. Спасло меня только то, что я как истинный джентльмен всегда стараюсь пропускать даму вперед. После этого мы, взявшись за руки, побежали в озеро, а за нами и все остальные. Поскольку я опоздал и не слышал теории всего этого действа, то я решил прикинуться идиотом и, когда мы зашли в воду достаточно глубоко, спросил свою партнершу, что же нам нужно делать дальше? «А дальше надо переводить полученную половую энергию в умственную!» - ответила она. Я, честно говоря, не знал тогда, как это делать, но чувствовал, что в механическую энергию перевести ее вполне возможно, подобно тому, как Адриано Челентано в подобной ситуации колол дрова*. Поэтому я с удовольствием принял предложение Сергея М. пойти с ним на байдарке на остров Кильпола, где находится самая высокая точка этого региона гора Руллахденвуори. Как мне сказал потом Сергей, наша байдарка двигалась туда и обратно почти с двойной скоростью, видимо, за счет запасенной мной тантрической энергии.
 
[*] Надо сказать, что подобный опыт преобразования половой энергии в механическую был мною получен еще в юности в яхт-клубе ДОСААФ, при необходимости передвижения тяжелых предметов собирали всех оказавшихся по близости парей и подобно бурлацкому "Эй, ухнем" кто-нибудь начинал командовать: "Раз, два, девки идут! Три, четыре, нам дадут! Раз, два, сунули! Три, четыре, вынули!" И так до полной остановки. Работал этот метод очень эффективно, несмотря но то, что никто из нас тогда еще не имел никакого сексуального опыта, одни фантазии.

Сергей М.
Когда я рассказывал эту историю в Физтехе, то некоторые коллеги меня с интересом спрашивали, нельзя ли наоборот переводить свои накопленные за долгие годы научной деятельности запасы умственной энергии в половую? Оказывается напрямую это не возможно. С точки зрения современной науки то, что мы ощущаем как энергию, на самом деле связано с уровнем гормонов, эндоморфинов и нейропептидов у нас в крови. Так состояние романтической влюбленности и вся эта безумная страсть связана с так называемым допамином (не надо путать с похожим по названию и действию нейропептидом алкоголиков - дофамином), который вырабатывает наш мозг.
Прошлым летом я, как обычно взял с собой сына, а он привез компанию своих приятелей. Они поставили палатку неподалеку от общего лагеря, вечером они пришли на танцы, прихватив с собой по банке пива, из-за которого их чуть было не выставили из лагеря. Когда заиграл ансамбль "Кельты", самого крутого из этих парней пригласила девушка,  и он как галантный кавалер ответил, что такой милой даме он не может отказать. Танцы были старинными: "Краковяк", "Джига", "Ойра", требовавшими больших затрат физической энергии, поэтому через некоторое время молодежь побежала купаться. Девушка, побежав в озеро, скинула всю свою одежду, а парень остался стоять с открытым ртом, долго потом восхищаясь раскованностью местных дам.
Играет ансамбль "Кельты"
Одной из достопримечательностей фестиваля “In-Lak-Esh” является традиция бани “ню и ню”. На Ладоге она сооружается по-походному: ставится пирамида камней, которая обкладывается хорошим костром, потом недогоревшие угли зарывают в песок вокруг камней, а сверху все это накрывают шатром из полиэтилена и парашюта. Дальше в этом шатре можно поддавать пару и хлестаться вениками. Особенно сильным оказывается впечатление, если ночью рядом горит костер, играют барабаны и слышится пение без слов, напоминающее песни шаманов, а люди - мужчины и женщины периодически выбегают из шатра, чтобы окунуться в озеро, а потом погреться у пламени костра. Помню, как в советские времена в тех местах, где строились более или менее современные сауны, висели суровые предупреждения о том, что "Совместный помыв разноименных полов преследуется по закону", поскольку тогда это было привилегией лишь комсомольских активистов вроде Валентины Ивановны. Сегодня это, пожалуй, одно из немногих завоеваний либерализма, которые еще не отняты назад нынешним все более антидемократическим режимом.
Дед мороз в бане “ню”
Известно, что Сократ, используя собственный горький опыт семейной жизни, явно настраивавший его на философский лад, советовал своим согражданам непременно жениться: при этом, если женишься удачно, то будешь счастлив, а если нет, то станешь философом. Если верить Сократу, то самым большим философом среди нас должен быть Юл Рыбаков, пытавшийся пятикратно отыскать свой идеал. Лично я, имея вместо этого 35-летний опыт одной семейной жизни, становился философом лишь постепенно. Во-первых, я понял, что женская красота является всего лишь приманкой для мужчин. Кроме того про испанок, например, говорят, что они подобны ангелам в церкви и дьяволам в постели. Это может быть было бы и не так уж и плохо, если бы дело ограничивалось только постелью. Сегодня слово "стерва" или составное слово "стерлядь" звучат звучит скорее как комплимент, нежели осуждение. Мужчины их любят несмотря на все от них страдания. Говорят, что, не обладая достаточной стервозностью, невозможно выйти замуж! Говорят также, что, чем больше женщины кричат по ночам, тем меньше они пилят мужчин при свете дня. Иногда даже со жрицами ИнЛакЕша бывает труднее договориться, чем с бандой сатанистов. Посмотрев, например, на лицо Джамилы, можно сказать, что художник мог бы с равным успехом изобразить ее величественной богиней и женщиной-дьяволом. В отношении одной своей знакомой у меня даже родился замысел такого необычного портрета: за ее спиной я бы изобразил призрачные видения, отражающие душу ее в различных жизненных ситуациях. Для этого надо, конечно, успеть хорошо узнать человека, но может быть лучше, этого и не делать, а любоваться ими издали в бане “ню” или на пляже.
Джамила и Леша Пастр
Вторая моя философская мысль на эту тему заключается в том, что, если женщина вам улыбается и очень с вами мила, то не забывайте, что это всего лишь "рекламная акция". Будьте готовы к скорому ее окончанию, ведь женщины - это наполовину дети, потому-то и незаменимы в вопросах воспитания детей, но с детьми переходного возраста, считающими, что они уже взрослые, жить вместе становится невозможно. По этой причине женщинам обязательно нужна опора: папа или муж-руководитель. Без него женщине жить очень трудно и неуютно, и так же трудно становится с ней общаться. Когда моя младшая дочь была замужем, с ней было очень приятно общаться: поговоришь - как бальзам на душу. Когда старшая дочь вышла замуж, младшая развелась, и ситуация поменялась практически наоборот.
Пытаясь произвести на них впечатление своим искрометным юмором и прочими способностями, не забывайте, что гении, в особенности не признанные, у них не очень-то в чести: женский идеал - это совсем не обязательно гений, а мужчина скорее посредственный, хотя и милый и, обязательно, с хорошими манерами и доходом, могущий обеспечить и ее, и возможных детей в будущем. Можно, конечно принять закон о равенстве мужчин и женщин, но некоторые различия между полами (кроме видимых невооруженным взглядом специалисты по психологии насчитывают еще не менее 109), за которые можно при случае лишний раз выпить и закусить, хотя от этого они никуда не исчезнут.
Интересной особенностью женщин является и их "девичья память": например своей жене я могу одни и те же анекдоты рассказывать по нескольку раз. Интересный случай произошел у меня с одной знакомой, Ритой, в 70 годы вышедшей замуж за датчанина и уехавшей в Копенгаген. Когда через двадцать с лишним лет я оказался в Копенгагене, я позвонил ей, предварительно запасшись ее телефоном у моей сокурсницы Людмилы С. Оказалось, что Рита меня совсем не может вспомнить. Я сказал ей, что мы с ней даже целовались, на что она возразила: "Я думаю, что я помню всех своих мужчин!" Я стал ей напоминать: "Легко вспомнить, что это было 1.01.1970 в тот год, когда в Данию уезжала ее подруга Соня: мы вместе у нее встречали новый год!" "Я не хочу больше ничего вспоминать!" - сказала Рита и перевела разговор на другую тему. Когда мы с ней расстались, она позвонила Людмиле и сказала: "Кого ты ко мне присылаешь? Точные даты того с кем я встречалась может знать только КГБ!" Аналогично через пятнадцать лет меня не могла  вспомнить и питерская радиожурналистка Наталья С., с которой мы не только часто встречались в Мариинском дворце, ее я как-то даже провожал до квартиры на Садовой. Когда я это рассказал, придя к ней на тусовку клуба "Парадиз", мне тут же задали вопрос о том, что же было дальше? Подумав, я ответил, что о своих приключениях с женщинами с "девичьей памятью" я могу рассказывать все, что угодно, поскольку сами они все равно ничего не помнят!
Дед мороз в бане “ню”.
Пусть женщины на меня не обижаются, но мой личный жизненный опыт говорит, что все эти качества присущи им всем, хотя и в разной мере. Столь же в разной мере они компенсируются их положительными качествами - умом, красотой, женским обаянием и т.д., но в результате мы имеем не взаимодополняющую устойчивую конструкцию, типа инь и янь, а ситуацию довольно неустойчивого равновесия, когда сила межполового притяжения компенсируется не меньшей по величине силой другого знака, что заставляет отношения партнеров по браку осциллировать с большей или меньшей амплитудой, в некоторых случаях выходя за рамки традиционной семьи. Выход может дать давно обещанное Жириновским законодательное введение многоженства, если к его обещаниям вообще можно относиться всерьез. В этом случае средством спасения от женщин становится их множественность: если какая-то баба стала вас уж слишком допекать, идите к другой, которая поначалу вам будет казаться сущим ангелом. Для соблюдения равноправия можно законодательно ввести также и многомужество. При этом надо иметь в виду, что хотя бы по соображениям количественного сохранения баланса, многоженство не сможет существовать без многомужества. Так наиболее интересные женщины могли бы быть объявлены вообще чем-то вроде "национального достояния" и запрещены к вывозу за рубеж. Интересно, что исламская традиция многоженства создает дефицит невест, и женихи вынуждены платить калым родителям невесты, моногамная же  христианская традиция создает дефицит женихов, и родители невесты в XIX веке вынуждены были давать к ней еще и приданое. Некоторым из нынешних невест иногда приходится ждать своих "принцев" до самого конца репродуктивного периода. Со времени XIX века христианская традиция меняется в сторону фактического отхода от моногамии: отношения в браке все больше размываются во времени и пространстве партнеров, но закон по-прежнему ориентируется на моногамные отношения. Привлечь к суду за многоженство теперь можно лишь в том случае, если супруг утаивает наличие у него прежней регистрации. Если же ее нет, то и к суду привлечь никого не возможно. Если европейцы не хотят оказаться вытесненными навсегда из своих же стран, то в этой сфере законодательство нужно срочно что-то менять.
Дед мороз в бане “ню”. Оксана П., Игорь А. и Люда Б.
Один из известных (в определенных кругах) питерских философских клубов сформировался во многом благодаря рижскому журналисту Гинтсу Шулмейстеру**, который за короткое время сумел перезнакомиться с таким большинством симпатичных питерских женщин, что из их числа, а также из числа их знакомых в Петербурге сформировался целый культурный пласт. Появилась даже идея поставить ему за это памятник за его вклад в культуру Петербурга. Все сошлись на том, что памятник Гинтсу должен быть отлит из бронзы, но вот где он будет установлен и в какой позе, пока еще вопрос. Сам Гинтс смотрит на это со своим всегдашним оптимизмом: «Позу подберем!» - уверенно заявляет он. Когда же женщины посылают его «в задницу», он, нисколько не смутясь, говорит с милым латышским акцентом: «Можно и туда!». Но большинство женщин, хотя он частенько позволяет себе лишнее (однажды его чуть было не спустили с  с лестницы в бане, за то, что лапал молоденьких девушек) тем не менее любят его за "незлобивость" и иногда пускают к себе переночевать и позволяют то, чего мне бы, наверное, никогда не позволили. Мужчинам же, если обнаружат его в доме у своих благоверных в обнаженном виде, приходится спускать его с лестницы. «А что тут особенного?» - недоумевает Гинтс. «Я же всегда сплю голый, даже когда ночую в чужих домах!» - говорит он со все тем же милым латышским акцентом.
 
[**] Гинтс обычно представляется как теска известного героя Генрика Ибсена (Henrik Ibsen) "Пер Гюнта", имя которого по норвежски пишется как "Peer Gynt", а латыши и литовцы добавляют на конце s или as, поэтому между собой мы называем его "Пер Гинтс".

 

В Физтехе мое увлечение философией привело меня к тематике самоорганизации и синергетики, а через нее и к космологии. Случайно узнал от человека, читавшего мои философские труды о лекциях по космологии, который читала сотрудница лаборатории матфизики ИГД, преподающая в Польском университете, оказавшаяся очень милой ученой дамой, а я оказался ее самым активным студентом, задававшим больше всего вопросов и на лекциях, и на перекурах. Оказалось, что ее первого мужа ВД я хорошо знал, поскольку он был личным секретарем Льва Эмануиловича Гуревича, у которого делал диплом, а затем общался по поводу своей диссертации. У нее он также был оппонентом. Короче, научная школа у нас была одна. Когда я приходил к Льву Эмануиловичу и рассказывал о какой-нибудь своей новой идее, тот, как правило, говорил, что это интересно, но, поскольку был человеком, время которого было расписано на неделю вперед, просил меня позвонить ему в конце недели для того, чтобы встретиться и ее обсудить. Он прекрасно понимал, что творческий потенциал молодых людей в сочетании с его знаниями позволял делать новые хорошие и добротные работы.
На лекции я пригласил НЕФ, занимавшуюся в последние годы теорией "черных дыр". Она же познакомила меня с книгой В.Янчилина, предлагавшего новую теорию, связывающую гравитацию и квантовую механику. Книга была очень интересной, но дискуссионной. Я взял ее на дачу и целый день там читал вместо того, чтобы копать огород.. В результате появились новые мысли о происхождении галактик. Я рассказал об этом Наташе, и мы естественно решили тут же обсудить книгу и идеи с нашим лектором. Но не тут-то было: наша беседа несколько раз откладывалась, побеседовать нам удалось лишь в последний день перед отъездом Иры в Польшу по дороге от Политеха до пл. Мужества. Далее ей удалось от нас оторваться и убежать. Мы с Наташей сели на лавочку где-то посреди толпы и около часа обсуждали книгу, а Ира время от времени пробегала мимо нас из одного магазина в другой.
Эта история повторялась и еще неоднократно в дальнейшем, хотя тем для обсуждений становилось все больше. В результате за более, чем полтора года мне так и не удалось добиться у Иры хотя бы получасовой аудиенции. Она сопротивлялась этому так, как если бы я пытался затащить ее в постель. Возможно, что в этом-то и была моя ошибка, но думаю, что и в постели она не стала бы со мной говорить о физике. Для того, чтобы хоть как-то с ней пообщаться мне пришлось организовать семинар, пригласив туда нашего завлаба. Об этом мы, наконец, договорились, но затем начала играть на его срыв, не только мне не помогая, но и стараясь меня утопить и создавая у других слушателей отрицательную реакцию, хотя мой результат был весьма интересным и заслуживающим внимания. Кончилось тем, что она попросила меня не благодарить ее в своей статье "за полезные обсуждения", хотя я и не знал за что же собственно мне ее благодарить, разве что за то, что благодаря ее лекциям я познакомился с книгой Янчилина и попал в конце концов в лабораторию матфизики? То же самое попросил меня сделать и завлаб, стараясь откреститься от "сомнительной статьи". Я поблагодарил его потом устно, поскольку без его участия семинара бы просто не получилось, а Ира так хорошо сыграла роль "недоброжелательного оппонента", что мне теперь не страшно выступать в любой аудитории.

 

На одно из заседаний клуба нас пригласила к себе по случаю своего дня рождения Оксана П., и не куда-нибудь, а в БДТ, где она и по сей день работает осветителем. Собралась довольно большая группа, которую Оксана провела по разовым пропускам к себе в осветительскую, посредине которой стоял большой стол. В шкафах же оказалось так много посуды, что моему наметанному за многие лета взгляду сразу стало заметно: это помещение, как и многие другие в этом театре, частенько используется не по своему прямому назначению.
Театр был полон, на расположенной совсем близко от нас сцене Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили уже играли спектакль на двоих, а в осветительскую все прибывали и прибывали новые гости. Похоже было на то, что такого нашествия ранее здесь еще не видывали. Даже видавшие виды билетерши провожали новых гостей все более неодобрительными взглядами. «Ну что вы хотите от женщин, неудовлетворенных своей жизнью?» - сказала обворожительная Ирина К. «Так ты нам предлагаешь их удовлетворить?» - ехидно поинтересовался я. «Ну, ты, батенька, радикал!» - заметил Игорь А.– «Они же все старушки!». «Да, но если это все допить?» - вслух помечтал я.
Тем временем начались тосты и зазвучали заздравные речи: «За ту, что светом своим озаряет этот храм искусства и жемчужину нашей культуры» и т.д. в том же духе. Сын Оксаны все это слушал и был очень рад за свою маму, сказав, однако, что оперу и балет он все-таки уважает больше, нежели драму. «Нет проблем!» - отозвался я – «Сейчас мы все допьем и выйдем на сцену, благо она совсем недалеко! У нас тут есть полный набор: и солисты, и хор, и кордебалет! Можем хоть сейчас отрепетировать и устроить там настоящие половецкие пляски!» Воодушевленный такой перспективой Игорь начал тут же что-то напевать, но не успели мы допить, допеть и закусить менее чем половиной от всего того, что гости и хозяйка принесли с собой, как затрещал селектор, и Оксане сказали, чтобы мы убирались оттуда в течение 15 минут. Оказывается во время антракта пара наших молодых людей, которых, как выяснилось позже, пригласила Ирина, вышли погулять и забрели куда-то за сцену. Там их приняли, видимо, за террористов и вызвали администратора.
Оксана предложила нам досмотреть спектакль с галерки, но билетерши сурово предупредили нас, что мест там никаких нет и что даже встать там совершенно негде. Пока мы совещались, и Оксана давала нам ценные указания, где нам встать и как себя вести, билетерши, оставшиеся так таки и неудовлетворенными, продолжали на нас шипеть аки ядовитые змеи, говоря, что из-за нас уволят, мол, и их, а под конец для большей острастки вызвали еще одного администратора. Я сказал им на прощанье, что, конечно же, им можно позавидовать: работают они в прекрасном месте, но у меня такое подозрение, что раньше они работали где-то в Смольном или около того. А жаль, что из-за каких-то двух безответственных молодых людей сорвалось столь хорошо начавшееся и столь много обещавшее мероприятие.

P.S.

Недавно мне довелось посмотреть по телевизору тот спектакль под названием "Калифорнийская сюита", около которого в БДТ я только присутствовал, немного слышал голоса Фрейндлих и Басилашвили, но так и не смог увидеть их на сцене. Надо сказать, что несмотря на то, что все мы были тогда навеселе, вели мы себя в осветительской гораздо приличнее, чем Алиса Фрейндлих, игравшая рядом с нами на сцене подвыпившую леди!


© В.В.Косарев, 2005-2007