Автобиография Петросовета


Владимир Косарев

Записки депутата
(Опыт шутливой историографии)


В Муниципальном Совете

После роспуска Совета я продолжил научную работу в ФТИ, сочетая ее по возможности, с политической деятельностью в рамках политического клуба, созданного партией «Конституционно-Демократический Союз» в Доме Ученых в Лесном. В 1997-1998 гг. я принял участие в реализации проекта Н.Н.Смирнова и его издательского дома "Ижора" по созданию муниципальной прессы, организовав в своем Муниципальном округе выход газеты "Парк Авиаторов". В подготовке первого и единственного номера этой газеты была задействована вся моя семья. Ответственность за ее художественное оформление была возложена на мою младшею дочку. В качестве символа я использовал рисунок самолета-памятника в этом парке, который она сделала на пленере, когда ходила в художественную школу. Поскольку в 1998 г. остро ощущаемое чувство гражданского долга вновь заставило меня принять участие в выборах по нашему округу №46 самому, то редактором газеты выступала моя жена, а ответственной за раздел «Страница ветеранов» стала моя теща. Став депутатом этого Муниципального Совета МО "Новоизмайловское", я инициировал учреждение и выпуск муниципальной газеты, предложив для нее название "Новоизмайловский Меридиан" (НМ), поскольку "Меридиан" – это название нашего кинотеатра, который расположен на Новоизмайловском проспекте, идущем параллельно Московскому проспекту, по которому проходит, как известно Пулковский меридиан. Для принятия этого решения пришлось объяснять господам депутатам, что меридиан можно провести через любую точку. Там я регулярно публиковал статьи о проблемах муниципального и городского уровня.
Заметную активность на выборах проявляли работники районных администраций, РЭУ и Водоканала, которые, стараясь удержать свои позиции, направили в кандидаты верных себе людей. Потому среди нынешних кандидатов немало директоров школ, заведующих детскими садами и отделениями больниц и поликлиник. Эти кандидаты идут на выборы не для того, чтобы отстаивать интересы рядовых жителей, а интересы РОНО и Райздравотделов, которые в отличие от учителей, воспитателей детских садов и врачей сегодня отнюдь не бедствуют.
Однако больше всего опасений вызывали идущие сомкнутыми рядами кандидаты от никому неизвестных общественных организаций и фондов. Так в Московском районе наблюдается высокая активность “Санкт-Петербургского Регионального Фонда содействия охране общественного порядка и борьбе с преступностью” (сокращенно СООПБП), выставившем на нынешних выборах в нескольких муниципальных округах почти по 20 своих кандидатов в каждом. История этого фонда начинается с 1991 г., когда он был основан депутатами Московского райсовета, среди которых было немало настоящих романтиков и энтузиастов демократических реформ. Дело в том, что у городских и районных властей тогда не хватало средств для содержания не только достаточного количества милиционеров, но и милицейского транспорта и даже отделений милиции. Что и говорить: поддержать милицию в трудное время - дело поистине благородное, но одно дело фонд создать, а совсем другое найти, чем и как его наполнить. Пробовали собирать средства и так, и этак, пока, наконец, эта затея не приглянулась отделу ОБХС, который предложил наполнять фонд следующим образом: проверяя различные организации работники отдела в личной беседе давали понять, что не будут копать слишком глубоко, если они сами окажут помощь милиции, перечислив “пожертвования” в созданный депутатами фонд. Может быть в то трудное время работавший таким образом фонд и помог сохранить для милиции ее наиболее ценные кадры, но в наши времена практически узаконенного рэкета со стороны тех органов, которые по долгу службы должны защищать законность и правопорядок, существование такого типа фондов может способствовать лишь дальнейшему расцвету коррупции. Действительно, вместо того, чтобы давать должностному лицу взятку непосредственно, гораздо удобнее перечислять “добровольные пожертвования” в какой-нибудь контролируемый им фонд.
На первом собрании избранных депутатов Муниципального Совета, которому предшествовала интенсивная закулисная подготовка, группа депутатов в составе 10 человек, избранная от Фонда СООПБП, спешила реализовать свое численное превосходство для того, чтобы сразу же провести своего кандидата на пост Главы муниципального образования (МО). Имея половину голосов депутатов Совета, для гарантированного успеха им требовалось заручиться поддержкой возможно большего числа независимых депутатов. Из двух предложенных проектов Регламента практически без обсуждения сходу был принят сильно урезанный вариант регламента работы Совета, написанный буквально накануне одним из представителей Фонда, депутатом Петром Фроловым. Уверен, что большинство присутствовавших его даже не успело прочитать. После этого шестнадцатью голосами против четырех на должность Главы был избран помощник Виктора Новоселова в ЗАКСе Л.В.Шкаев.
Аналогично на следующем заседании принимался и Устав: депутаты хоть как-то смогли с ним ознакомиться, лишь обсуждая поправки. В результате их права оказались урезанными почти до предела. Основным недостатком принятого Устава является, на мой взгляд, совмещение постов Главы МО и председателя Совета. Таким образом, Шкаев стал соединять в своем лице, как функции Главы исполнительной власти, так и депутата, призванного эту власть контролировать. Плоды такой концентрации власти не замедлили сказаться: в то время как потоки поступлений в бюджет постоянно возрастали, контроль за их использованием ослабевал. Так в настоящее время Глава МО может практически бесконтрольно пользоваться так называемым резервным фондом (в том числе и на избирательную компанию своих сторонников), предоставляя всего лишь раз в полгода очень краткие отчеты, которые депутатами прежнего состава Совета ни разу толком не проверялись. Более того, на одном из заседаний Совета, проходившем, кстати, в нарушение Устава без наличия в зале необходимого кворума (было сказано, что двое депутатов высказали поддержку всех предполагаемых решений по телефону), из начавших поступать на расчетный счет Совета средств от приватизации (450 тыс. рублей или примерно 15% от всего бюджета) был учрежден Целевой резервный фонд, право распоряжения которым было отдано самому Главе. Депутатам же предлагалось добровольно оказаться от своего права и обязанности решать, на что истратить имеющиеся средства, а превратиться в обычных просителей, которые могут лишь вносить предложения о возможных вариантах их использования. Когда это предложение не набрало необходимых для его принятия 14 голосов, руководство Совета заявило о своем намерении собрать недостающие голоса по телефону. Такая практика быстро может привести к тому, что депутаты скоро вообще перестанут собираться вместе, а все проблемы будут решаться путем телефонного “обзвона” своих людей. Тогда остальные вообще не смогут узнать: сколько было средств, и куда они ушли.
Эту ситуацию я описал в районной газете “Московская застава”, что имело заметный отклик среди депутатов: у одних она вызвала явную “изжогу”, у других полную поддержку. По-видимому, у Шкаева к тому времени возникли трения с районной администрацией, и директор одной из школ С.А.Горский выступил с инициативой добиться на ближайшем собрании отчета Главы и попытаться его переизбрать, предлагая заменить его моей кандидатурой. Я не отказывался, но считал необходимым добиваться разделения властей, и тогда был готов взять на себя функцию председателя Совета. Перед общим собранием мы встретились кулуарно, пригласив туда «Яблочников» П.В.Заборщикова, Е.Н.Старикову и А.А.Пушкарева. Добиться отчета нам общими усилиями удалось. В своем отчете Глава МО уделил внимание главным образом поиску и формированию доходных статей бюджета, однако депутатов больше интересовало то, куда и как имевшиеся в бюджете средства тратятся, поскольку отчет об этом по большей части умалчивал. Надо сказать, что за все время работы Совета не было ни одного полноценного отчета о расходовании основных бюджетных средств. Так фактические данные о бюджете 1998 г. депутаты могли почерпнуть лишь из заметки депутата А. Ю. Миронова в газете "НМ", написанной им по моей просьбе. Из заметки следовало, что в 1998 г. бóльшая часть средств ушла на содержание аппарата Совета. В проекте бюджета на 1999 год на его содержание отводилось почти половина всех предполагаемых поступлений.
Отбиваясь от наседавших на него депутатов, Глава стремился перейти в контрнаступление, вопрошая: «А что хорошего вы сделали?», хотя контроль за расходованием бюджета является одной из важнейших депутатских функций, и въедливое исполнение этой функции уже являлось полезной работой. Заседание впервые затянулось дольше 9 часов вечера, когда прибежал отсутствовавший депутат П.Фролов. Ворвавшись в зал, он тут же ринулся в атаку, сделав замечание А.Пушкареву о “недопустимом тоне” вопросов к Главе, а потом начал наседать на меня. Горский же отмалчивался, явно стараясь остаться в тени. В результате оранжевой революции у нас тогда не получилось, а Пушкарев через некоторое время всех нас «заложил», рассказав на общем собрании о нашей «тайной вечере».
Очень занятной стала в нашем Совете также и традиция принятия бюджета. Идея совмещения этого самого важного и ответственного момента работы Совета со встречей Нового Года целиком принадлежит руководству нашего МО. До этого не смогла додуматься даже премудрая наша Госдума. Когда в соседней комнате уже стоят угощения и бутылки с шампанским, приготовленные Главой МО на деньги неведомых "спонсоров", у депутатов должно возникать меньше желания выступать и задавать какие-нибудь вопросы. В 1998 году, не желая принимать участие в подобной процедуре принятия бюджета, я и депутат С. А. Горский были вынуждены покинуть зал заседаний, призвав сделать то же самое всех тех, кто не хочет принять на свою совесть “принятие” бюджета, совмещенное с “принятием” горячительных напитков. Однако нашему примеру не последовал больше никто. В результате бюджет был таки принят. В декабре 1999 году руководство Совета решило вообще не приглашать на подобное "заседание" четырех депутатов, чья оппозиционность могла испортить им всю обедню, а вернее, новогоднее застолье. Поэтому неудивительно, что в такой компании, несмотря на отсутствие необходимого кворума, бюджет 2000 года был принят единогласно - на эту “мелочь” уже никто не обращал внимания. Поскольку бюджет обсуждался в части “разное”, его проекта не было и в пакете документов, раздававшихся депутатам, и такой важнейший документ принимался “с голоса”. Быстро, фактически “не глядя”, приняв новый бюджет, депутаты поспешили в банкетный зал встречать Новый Год.
Загадку источников финансирования депутатских пирушек еще предстоит разгадать депутатам следующих составов. Одним из этих источников могли быть средства, выделяемые Советом на благотворительные цели, но могла быть и масса других вариантов. Уж лучше пировать на свои, а не на чужие деньги. Иначе получается, что тот, кто ворует бюджетные деньги, может довольно дешево купить тех, кто ему эту возможность предоставляет. Можно ли считать воровством уже одно только неэффективное расходование бюджетных денег? Можно, если при этом кто-то извлекает личную выгоду, а таковой можно считать хотя бы неоправданно завышенную зарплату. Средняя зарплата руководящего состава МО в 1998-1999 гг. составляла около 20 МРОТ, не считая квартальной премии, увеличивающей ее примерно вдвое. О наличии премий на Совете всегда скромно умалчивалось, хотя другие муниципалитеты от нее отказались как от пережитка советских времен. Кроме того, сотрудники аппарата обеспечивались сотовыми радиотелефонами, имели возможности командировок и междугородних переговоров, получали материальную помощь и сохраняли свою зарплату и средства связи даже тогда, когда работали в предвыборных штабах кандидатов в ЗАКС. При слабом контроле со стороны Совета существует и масса других возможностей "доить" бюджет, например, оплачивать несуществующие услуги подставных лиц. Так, например, сын депутата Фролова был оформлен программистом, хотя и непонятно: какие такие особенные спецпрограммы потребовались нашему Муниципалитету?
Плоды такой финансовой политики нашего Совета очень наглядно видны в сравнении благоустройства наших дворов с дворами соседнего МО №47. Для этого достаточно перейти через Варшавскую улицу и заглянуть во внутрь дворов. Пешеходная дорожка, на ремонт которой было запланировано 100 тыс. руб., отремонтирована только частично, и то под зиму. В результате там так и остались грязь и лужи. Широкомасштабная кампания ремонта и замены почтовых ящиков, принятая в 138 округе по моей инициативе пока что свелась к замене ящиков лишь в половине дома, где живет сам Глава МО Шкаев. В них были вложены бумажки, подписанные Шкаевым, где говорилось, что это подарок от депутатов. Недавно около того же дома появилась детская площадка, где композицию из двух детских горок венчает красочный фанерный плакат: "Депутаты МО "Новоизмайловское" - детям", напоминающий кадры известного фильма "Добро пожаловать или посторонним вход запрещен!". Первоклассникам 1 сентября раздаются какие-нибудь дешевенькие подарочки с аналогичной рекламой. К сожалению, это общий стиль нашего руководства - сделать на копейку, а продать на информационном рынке как можно дороже.
В общем можно утверждать, что депутаты прошлого состава Совета не выполнили основной своей функции - обеспечить эффективное использование собираемых бюджетных средств. Вместо серьезных дебатов о том, как лучше их использовать, звучал сплошной "одобрям'с". Вокруг председателя любого совета всегда есть группа подпевал, но когда эта группа составляет большинство Совета, последний полностью теряет смысл своего существования. Тогда возникает "теплая компания", которая очень неплохо устраивается на эти самые средства. Одни депутаты явно для этого сюда и идут, другие приходят как независимые, но довольно быстро становятся полностью зависимыми, заняв штатные должности в аппарате МО или начав работать по контракту. Так, например, депутат С. А. Изотова и представитель КПРФ В. А. Соловьев вполне возможно могут стать неплохими муниципальными служащими, но совмещение этой работы с депутатским статусом – полный нонсенс, поскольку депутаты не должны быть зависимыми от администрации, которую они призваны контролировать. Контроль за назначениями должен осуществляться процедурой согласования этих кандидатур. Однако, поскольку эта процедура практически не была прописана в Уставе, проект которого готовил сам Шкаев, процесс “согласования” кандидатуры очередного сотрудника аппарата обычно сводится к тому, что Глава лишь представляет его депутатам. Однако зачастую не делалось даже и этого. Так, например, летом 1998 г. было принято несколько новых сотрудников, без каких бы то ни было согласований. Когда осенью депутаты настояли на том, чтобы Глава дал им отчет, он утверждал, что согласования проводились по телефону. Проверка тут же показала, что телефонный разговор о новых должностях был лишь с одним депутатом и то уже после того, как назначение состоялось. В результате штат начал так бурно расти, что в нем оказалось примерно вдвое больше, чем в соседних округах.
Когда в ноябре прошлого большинство депутатов неожиданно решило назначить новые выборы в Совет на 6 февраля 2000 г., я понял, что смысл такого решения состоит в том, чтобы конкурентам было труднее к ним подготовиться. В нашем случае получалось, что по закону о выборах конец срока регистрации кандидатов приходился на 5 января. Перед этим были большие новогодние праздники, а до этого все политические партии были заняты выборами в Думу. Было ясно, что при таком раскладе руководству Совета, стремящемуся сохранить за собой депутатские мандаты, удастся зарегистрировать в качестве кандидатов большое количество своих сторонников, а оппозиции – нет. Люди, контролирующие бюджет без особого труда могут найти достаточное количество тех, кто согласится баллотироваться и будет в дальнейшем голосовать так, как это нужно руководству Совета. Найти же людей, которые стали бы работать ради реализации самой идеи местного самоуправления, в наше время довольно трудно, по крайней мере, мне их в столь сжатые сроки в достаточном количестве найти не удалось. Идти же на выборы в одиночку не имело никакого смысла. Именно поэтому я решил вообще в них не участвовать в качестве кандидата. Тем не менее, назначив выборы, Совет по Закону был обязан не позднее, чем через пять дней после принятия такого решения официально оповестить жителей округа о сроках и порядке их проведения и далее информировать их о ходе избирательной кампании. Для этой цели лучше всего подходила бесплатная газета "НМ", выходящая тиражом 20 000 экз. на средства Совета как раз для того, чтобы информировать жителей о событиях в нашем округе. Велико же было мое удивление, когда в тех номерах этой газеты, которые я получил в декабре, я не нашел ни слова об идущей полным ходом избирательной кампании и предстоящих в феврале выборах нового состава депутатов. Вместо этого газеты содержали скрытую агитацию в пользу тех лиц, которые уже начали кампанию сбора подписей.
Не нашел я никакой информации о выборах и на доске объявлений в офисе нашего Совета. В избирательной комиссии МО, куда я обратился, мне сказали, что вся необходимая информация содержится в неком "специальном выпуске НМ", за ноябрь месяц. С большим трудом мне удалось разыскать этот номер газеты. При этом выяснилось, что существует еще и другой "спецвыпуск". Из выходных данных этих номеров следовало, что они отпечатаны соответственно 22.11.1999 и 22.12.1999. В отличие от обычных номеров 14 и 15, подписанных в печать 6.12.1999 и 24.12.1999, они прямо-таки кричали жирным шрифтом о том, что 6 февраля состоятся новые выборы, но кричали они это шепотом, поскольку их тираж был в 20 раз меньше обычного. Ясно, что при таком тираже по почтовым ящикам они распространяться не могли.
Поскольку закон о выборах был явно нарушен, возникала возможность отменить их через суд, а затем попробовать еще поискать достойных людей, и тогда провести активную избирательную кампанию. С этой целью я подал жалобу в Федеральный суд московского района. Слушанье дела прошло 31 января за неделю до выборов. Поскольку ни для кого не является секретом, что районные судьи не обладают в полной мере независимостью от районной администрации, которая в данном случае была явно на стороне ответчика, меня не удивила тенденциозность решения суда, который отклонил мою жалобу. В десятидневный срок я мог подать апелляцию в городской суд, но для этого нужно было получить решение суда. Я же получил его лишь в марте, поскольку судья Т.Е.Чернявская сразу после состоявшегося суда неожиданно взяла больничный на целый месяц. Дать ей больничный лист и щедро его оплатить наша муниципальная администрация могла без особого труда.
Был и другой путь затормозить скоропалительные выборы: обратиться с воззванием к избирателям. Вместе с районной организацией партии ДВР, входящей в состав избирательного блока «Союз Правых сил», мы подготовили листовку «Знаете ли вы?», в которой старались информировать избирателей о реальном положении дел в нашем округе. Она была отпечатана в четверг и распространялась в пятницу накануне выборов также в полном соответствии с законом. Однако результаты выборов показали, что ее эффект оказался очень незначительным, поскольку большинство избирателей эти выборы вообще проигнорировало. На выборы пришло 11 процентов, т.е. еще меньше, чем два года назад. В тех же округах, где муниципальные выборы были совмещены с президентскими, большинство пришедших выбирать президента также не захотело разбираться с кандидатами в муниципальные советы и голосовало против всех. В этой ситуации не было смысла бороться за права избирателей, если они сами не хотят ими воспользоваться. Видимо, большинство избирателей еще не осознало то, что деньги, наполняющие муниципальный бюджет, это их деньги, и то, как они будут использованы, зависит от того, кто будет ими распоряжаться.
Смена фигур на шахматной доске произошла лишь на выборах 2003 г., когда районная администрация подняла по команде «в ружье» всех врачей местной поликлиники во главе с главврачем и направила их кандидатами на выборы. Поскольку основным избирателем, который ходит на выборы у нас до сих пор являются пенсионеры, врачи оказались для них самой социально близкой группой. В результате команда районной администрации одержала полную победу, а Шкаев, перестав быть Главой, быстро потерял интерес ко всем муниципальным проблемам и вообще перестал посещать Совет МО, т.е. то место за которое он так долго и упорно боролся.

 

Оглавление
Предисловие
Немного предыстории
Выдвижение
Выборы
Фракция «На платформе Народного Фронта»
Выборы председателя Совета и Мэра Города
Депутатский профсоюз
Мой первый депутатский прием
Депутатская учеба
Встречи с избирателями
«Короли и капуста»
В Комиссии по науке и высшей школе
Конкурсы на замещение должностей в Исполкоме
События в Литве
Август 1991
В Комиссии по экологии
Принятие флага Города
Толковый словарь непарламентских выражений
Роспуск Петросовета
В Муниципальном Совете
ЖСК-1313
Записки философского клуба
Юбилейное заседание депутатов Петросовета
Отклики читателей